Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аброськиной Е.А. судей Жуковой Н.А., Лутфуллоевой P.P. при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Еткульском районе Челябинской области на решение Еткульского районного суда Челябинской области от 10 февраля 2014 года по иску Зелениной С.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Еткульском районе Челябинской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.
Выслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, заслушав возражения истца Зелениной С.Н., ее представителя Бакиной С.А. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зеленина С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Еткульском районе Челябинской области (далее - ГУ УПФР в Еткульском районе), об отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 18 сентября 2013 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением от 18 декабря 2013 года ей было отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом в специальный стаж необоснованно не были зачтены периоды работы в должности **** в **** с 01 января 1989 года по 31 декабря 1989 года, в качестве **** в **** с 01 ноября 1999 года по 28 августа 2003 года. Полагает отказ в назначении пенсии необоснованным. Просит зачесть в специальный стаж указанные периоды и назначить ей досрочную трудовую
пенсию по старости с даты обращения.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Еткульском районе против удовлетворения иска возражала.
Решением суда исковые требования Зелениной С.Н. удовлетворены. Решение ГУ УПФР в Еткульском районе N 583152/13 от 18 декабря 2013 года признано незаконным. В специальный стаж Зелениной С.Н. включены периоды работы в должности **** в **** с 01 января 1989 года по 31 декабря 1989 года, в качестве **** в **** с 01 ноября 1999 года по 28 августа 2003 года. На ГУ УПФР в Еткульском районе возложена обязанность по назначению Зелениной С.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 18 сентября 2013 года.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Еткульском районе просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что период работы истицы в должности **** с 01 января 1989 года по 31 декабря 1989 года не подлежит включению в стаж ****, как непредусмотренный действовавшим на период приобретения пенсионных прав законодательством. Период работы Зелениной С.Н. с 01 ноября 1999 года по 28 августа 2003 года в качестве **** необоснованно зачтен в специальный стаж в связи с тем, что в наименовании **** не имеется указаний на тип учреждения, а также в связи с тем, что материалами дела не подтверждается начисление заработной платы истцу и отчисление страховых взносов за период работы с февраля 2003 года по 28 августа 2003 года.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Еткульском районе о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения требований Зелениной С.Н. к ГУ УПФР в Еткульском районе о включении в специальный стаж периода работы с 01 февраля 2003 года по 28 августа 2003 года в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что 18 сентября 2013 года Зеленина С.Н. обратилась в ГУ УПФР в Еткульском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О
трудовых пенсиях в РФ" (л.д.27 - 28).
Решением ГУ УПФР в Еткульском районе N 583152/13 от 18 декабря 2013 года ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа на соответствующих видах работ, из которого были исключены: период работы в должности **** в **** с 01 января 1989 года по 31 декабря 1989 года, и период работы в качестве **** в **** с 01 ноября 1999 года по 28 августа 2003 года. В специальный стаж зачтен период продолжительностью **** год **** месяцев 15 дней (л.д. 7-8).
В соответствии с п.п. 19 ч.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений (организаций), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Указанным Списком, а также ранее действовавшими: Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067; Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, предусмотрены наименование должности "воспитатель" и наименование учреждения "детский дом".
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике
рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что истица в оспариваемый период с 01 января 1989 года по 31 декабря 1989 года работала в ****, с детьми, осуществляла ****, функции и характер выполняемой ею работы соответствовали работе в должности ****.
Как установлено судом первой инстанции Зеленина С.Н. приказом от 15 сентября 1986 года принята **** в ****, приказом директора от 02 января 1995 года уволена с 03 января 1995 года (л.д.11).
Как следует из архивной справки N 01-26X2-3 от 03 января 2013 года (л.д. 33) в приказах о предоставлении декретного отпуска N **** от 14 мая 1987 года, о предоставлении очередного отпуска N **** от 20 октября 1987 года, о допуске к работе в начале учебного года N **** от 23 августа 1988 года, о предоставлении декретного отпуска N **** от 28 октября 1991 года, о представлении отпуска без сохранении заработной платы N **** от 02 марта 1992 года, об увольнении N **** от 01 января 1992 года должность Зелениной С.Н. поименована как ****.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 не предусмотрена должность ****, однако предусмотрена должность ****.
На основании приказа Министра просвещения СССР от 29 августа 1979 года N 166 ОБ 31 о типовых штатах детских домов общего типа, в детских домах была предусмотрена должность **** и отсутствовала должность ****.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к правильному выводу о том, что указанный период работы истицы подлежал включению в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд также обоснованно включил в специальный стаж истицы период работы в качестве **** в **** с 01 ноября 1999 года по 31 января 2003 года, верно приняв во внимание то обстоятельство, что ссылка ответчика на отсутствие доказательств выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), не имеет правового значения, поскольку согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 **** **** имеют право на указанный вид пенсии независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Согласно ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 27.02.2002 г. N 16, трудовой и страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается по документам, выдаваемым в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При этом суд пришел к правильному выводу о том, что работа истицы в спорный период **** подтверждается записью в ее трудовой книжке (л.д.11) и ответчиком доказательств, опровергающих факт ее работы именно в данной должности, суду первой и второй инстанций не представлено (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Поскольку уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Узбекистан, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность истицы за период с 01 ноября 1999 года по 31 января 2003 года подтверждается архивной справкой N 01 -26X2-3 от 03 января 2013 года о начислении и выплате Зелениной С.Н. заработной платы и
отчислении страховых взносов, суд пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж истицы указанного периода.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в наименовании школы не имеется указаний на тип учреждения не являются основанием для отмены решения суда, поскольку удовлетворяя исковые требования Зелениной С.Н. о включении в специальный стаж периода работы в качестве ****, суд обоснованно исходил из того, что в трудовой книжке истца, архивной справке межведомственного хозрасчетного архива документов личного состава, в переводе печати (л.д.32) указан тип учреждения - ****, предусмотренный Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781.
Однако, удовлетворяя требования Зелениной С.Н. о включении в специальный стаж периода работы с 01 февраля 2003 года по 28 августа 2003 года суд не учел, что за указанный период истицей доказательств уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Узбекистан не представлено. Как следует из архивной справки N 01 -26X2-3 от 03 января 2013 года за указанный период заработная плата Зелениной С.Н. не начислялась и не выплачивалась, соответственно, не удерживались страховые взносы (л.д. 32).
Приходя к выводу о том, что неуплата работодателем страховых взносов не является основанием для отказа во включении в специальный стаж истицы данного периода, так как работник не может осуществлять контроль за перечислением работодателем страховых взносов суд не учел, что вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях пенсионного обеспечения в Российской Федерации приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и другие нормативные акты, которые предусматривают право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в случае приобретения необходимого страхового стажа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (ст. ст. 1,3, 10, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.
ст. 7, 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств -до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Однако, Пенсионный фонд РФ признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств. Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), подлежат включению в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на
социальное страхование.
Поскольку истицей не представлено сведений об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Узбекистан за период ее работы с 01 февраля 2003 года по 28 августа 2003 года, то оснований для включения этого периода в страховой стаж истицы не имелось.
Ссылаясь на невыполнение пенсионным органом обязанности по сбору недостающих документов об уплате страховых взносов за указанный период, суд оставил без внимания, что п. 3 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" обязанность по представлению необходимых для назначения пенсии документов возложена на заявителя. В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Вместе с тем п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Вопреки выводам суда первой инстанции, в протоколе заседания комиссии ответчика об отказе истице в назначении пенсии ( л.д. 7- 8) от 18 декабря 2013 года имеется указание на необходимость представления документов об уплате страховых взносов за спорный период работы в Республике Узбекистан, однако в трехмесячных срок, до рассмотрения спора судом первой инстанции и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции указанные документы истицей представлены не были.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в части.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Еткульского районного суда Челябинской области от 10 февраля 2014 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Еткульском районе Челябинской области обязанности по включению в специальный стаж Зелениной С.Н. периода работы с 01 февраля 2003 года по 28 августа 2003 года.
Принять в указанной части новое решение. В удовлетворении исковых требований Зелениной С.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Еткульском районе Челябинской области о включении в специальный стаж периода работы с 01 февраля 2003 года по 28 августа 2003 года отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Еткульском районе Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.