Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Скрябиной С.В., Жуковой Н.А.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 февраля 2014 года.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, истицу Зитеву Н.Ф., прокурора, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Златоуста Челябинской области, действующий в интересах Зитевой Н.Ф., обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности предоставить истице путевку на санаторно - курортное лечение за 2013 год.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Зитева Н.Ф. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно -курортное лечение. 06 декабря 2012 года Зитева Н.Ф. обратилась в Государственное учреждение Челябинского областного реабилитационного центра инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении ей санаторно -курортной путевки, однако обеспечена ею не была.
В судебном заседании истица Зитева Н.Ф. иск поддержала.
Представитель ответчика Богданова А.В. исковые требования не признала, сославшись на то, что предоставление истцу вне очереди путёвки нарушит права других граждан инвалидов.
Представитель третьего лица Государственного учреждения Челябинской области реабилитационно-физкультурного центра инвалидов "Импульс" в судебном заседании участие не принимал.
Суд принял решение, которым исковые требования удовлетворил; возложил на ответчика обязанность предоставить Зитевой Н.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права. Считает не основанным на законе вывод суда, обязывающий вне очереди предоставить истице путевку на санаторно-курортное лечение. При вынесении решения судом не было учтено, что распределение путевок осуществляется в порядке очередности по дате регистрации заявления.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, представитель третьего лица Государственного учреждения Челябинской области реабилитационно-физкультурного центра инвалидов "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено, что Зитева Н.Ф. является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет право на льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О государственной социальной помощи" (л.д.10).
06 декабря 2012 года Зитева Н.Ф. обратилась в Государственное учреждение Челябинского областного реабилитационного центра инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно - курортное лечение за 2013 год, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении формы N **** от 06 декабря 2012 года (л.д.7,8). Истица была включена в областной реестр граждан, нуждающихся в санаторно -курортном лечении, однако санаторно-курортное лечение ей предоставлено не было.
Разрешая спор и возлагая на ответчика обязанность предоставить Зитевой Н.Ф. санаторно - курортную путевку за 2013 год, суд правильно указал, что истица своевременно обратилась к ответчику с заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно - курортном лечении, в предоставлении государственной социальной помощи ей не может быть отказано со ссылкой на очередность.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств,
произведенной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах закона и мотивированы судом.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что внеочередное предоставление истице путевки на санаторно - курортное лечение ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не является основанием для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санитарно - курортное лечение.
В силу п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно - курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных
отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно - курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно - курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N 22 от 27 января 2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Центр "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно - курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно - курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (п. 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 18 июля 2012 года N 392-П "Об Административном регламенте предоставления государственной услуги "Предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно - курортное лечение", органом, предоставляющим услугу, является Министерство социальных отношений Челябинской области. В пределах своих полномочий в предоставлении государственной услуги участвует Центр "Импульс" в части приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги и выдачи путевок на санаторно - курортное лечение (п. 8 раздел 2). Предоставление государственной услуги осуществляется в следующие сроки: принятие решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в предоставлении путевки на санаторно - курортное лечение - не более 10 рабочих дней; принятие решения о предоставлении заявителю санаторно-курортной путевки - не более 10 рабочих дней со дня получения Министерством социальных отношений Челябинской области заявки Центра "Импульс" о потребности в предоставлении санаторно - курортных путевок; выдача заявителю путевки - не позднее чем за 18 дней (для детей -инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно - курортное учреждение (п.9 раздел 2).
5
Принимая во внимание, что Зитева Н.Ф. своевременно обратилась к ответчику с заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно - курортном лечении, она была поставлена на учет в качестве нуждающейся, сроки предоставления путевки истекли, то ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно - курортное лечение со ссылкой на необходимость соблюдения очередности.
Согласно ч.2. ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 01 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно - курортное лечение.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно - курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении, а также то, что такое право реализуется гражданином в порядке очередности. Санаторно - курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких - либо условий.
Наличие большой очередности граждан не обеспеченных санаторно -курортным лечением не освобождает ответчика от исполнения программы реабилитации истицы в разумный срок, а предоставление истице путевки в соответствии с законом не нарушает прав иных лиц.
Не может служить основанием к отмене решения довод апелляционной жалобы о недостаточности приобретенных санаторно - курортных путевок,
6
исходя из выделенного из федерального бюджета финансирования. Недостаточность финансирования при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно - курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно - курортное лечение предусмотрены Федеральным законом, который обязателен для исполнения как федеральными, так и областными государственными органами и иными организациями. Полномочия по обеспечению инвалидов санаторно - курортным лечением возложены в настоящее время на ответчика.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.