Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
с участием прокурора при секретаре
Скрябиной СВ.,
Давыдовой Т.И., Жуковой Н.А.,
Соколовой Н.Ф., Терюшовой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 26 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, пояснения истца Тимошенко Н.В., а также прокурора, считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах Тимошенко Н.В. к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее по тексту - Министерство) и Государственному учреждению "Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр ***"Импульс" (далее по тексту - Центр ***) о признании бездействия по непредоставлению путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и возложении обязанности по выдаче путевки.
В обоснование иска указал, что Тимошенко Н.В. является *** ***, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 29 августа 2013 года Тимошенко Н.В. обратилась в Центр ***"Импульс" с заявлением о предоставлении ей такой путевки. Вместе с тем до настоящего времени истец путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечена.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор на иске настаивал. Истица Тимошенко Н.В. требования прокурора поддержала.
Представитель Министерства Богданова А.В. иск не признала, указала, что истица включена в реестр граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки. За получением путевки она обратилась 29 августа 2013 года. По состоянию на 1 января 2014 года ее учетный номер в областном реестре - 14 261. В порядке очередности истица будет обеспечена путевкой. Внеочередного права на получение путевки истица не имеет.
Представитель Центра ***в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Решением суда исковые требования прокурора были удовлетворены частично: бездействие Министерства по непредоставлению путевки Тимошенко Н.В. в 2013 году было признано незаконным, возложена обязанность по предоставлению ей путевки на санаторно-курортное лечение по ее заявлению от 29 августа 2012 года.
В иске к Центру ***было отказано.
Министерство в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, настаивает на том, что права на внеочередное получение путевки на санаторно-курортное лечение Тимошенко Н.В. не имеет. Предоставление ей путевки вне очереди повлечет нарушение конституционных прав 14 260 человек, состоящих в реестре на получение путевки, право на получение которой возникло у них ранее, чем у Тимошенко Н.В.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Министерства и Центра ***при надлежащем извещении не явились, в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия с учетом мнения истца и прокурора сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частями первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Тимошенко Н.В. является *** ***, ***установлена бессрочно (л.д. 29).
Медицинскими справками формы 070/у-04 от 22 августа 2013 года и от 03 сентября 2013 года, выданными ГБУЗ "Областная клиническая больница
N 2", подтверждается нуждаемость истца в санаторно-курортном лечении (л.д. 30-31.)
29 августа 2013 года Тимошенко Н.В. обратилась в Центр ***с заявлением о предоставлении ей бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем лечения согласно медицинскому заключению, предоставив при этом необходимые документы (л.д. 28).
На основании заявления, принятого 29 августа 2013 года, Центром ***она была поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением (л.д. 33).
На момент рассмотрения спора в суде путевка на санаторно-курортное лечение истцу предоставлена не была.
Как указало Министерство в своих письменных возражениях на заявленный иск, по состоянию на 01 января 2014 года истец значится в областном реестре граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, под учетным номером 14 261 (л.д. 59-61).
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе ***.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с пунктом 3.3 этого Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в
исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка).
Согласно пункту 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно - курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты ***переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N 22 от 27 января 2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Областное казенное государственное учреждение "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр ***"Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения ***м.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность *** подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление *** и принять соответствующее решение.
Согласно части второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно - курортное лечение .
При таких обстоятельствах Министерство не может быть освобождено от исполнения возложенной на него законом обязанности, в том числе и по истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Не может служить основанием к отказу в иске недостаточность приобретенных санаторно-курортных путевок, предоставляемых в зависимости от даты подачи заявления, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению ***путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений Челябинской области. На основании решения Министерства уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения (пункт 13).
Поскольку полномочия по предоставлению мер социальной защиты ***возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области, суд первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению истцу санаторно-курортной путевки следует возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд пришел к верному выводу о том, что ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение.
Недостаточность финансирования и значительное количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для отказа в судебной защите таких прав.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право *** на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации *** при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.