Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Грисяк Т.В., судей Фортыгиной И.И., Волошина А.Д., при секретаре Дрибинском С.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г.Челябинске 05 мая 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Ильина Е.В. на решение Советского районного суда г.Челябинска от 27 января 2014 года по иску Ильина Е.В. к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Грисяк Т.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца -Куликовских О.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика-Ишмуратовой И.Р., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ильин Е.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее по тексту - ФГУП "Почта России"), с учетом уточнений просил взыскать в возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, **** рублей 20 копеек, компенсацию морального вреда в размере **** рублей.
В обоснование иска указано, что 19 декабря 2012 года Ильиным Е.В. была отправлена заказная бандероль 1 класса, в которой находились заграничные паспорта граждан **** на имя его дочери И.Е.Е. и внука Б.В.Р., а также авиабилеты с перелетом Сочи - Барселона - Сочи, с датой вылета 28 декабря 2012 года, место отправления бандероли - г. Челябинск, место назначения - г. Сочи Краснодарский край. Срок доставки данной бандероли от г. Челябинска до г. Краснодар должен составлять не более 4 суток, от г. Краснодар до г. Сочи - не более 2 суток. Фактически бандероль была доставлена 08 января 2013 года и вручена 12 января 2013 года. В результате ненадлежащего оказания услуг со стороны ответчика Ильину Е.В. был причинен материальный и моральный ущерб, поскольку была сорвана поездка близких людей. 04 мая 2013 года Ильиным Е.В. в адрес ответчика была направлена претензия. Ответчик признал нарушение контрольных сроков и в соответствии с п. 57 "Правил оказания услуг почтовой связи" определил к выплате за нарушение сроков доставки **** рублей 60 копеек.
2
Истец Ильин Е.В. в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя. Его представитель Куликовских О.А., в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГУП "Почта России" - Ветрова А.А., в судебном заседании возражала против иска.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично, взыскал с ФГУП "Почта России" в пользу Ильина Е.В. компенсацию морального вреда в размере **** рублей. В остальной части иска отказал. Этим же решением взыскал с ФГУП "Почта России" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере **** рублей.
В апелляционной жалобе Ильин Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Ссылается на то, что истец доказал сумму причиненного ему ущерба в размере **** рублей 20 копеек, что подтверждается справкой туристической компании. Полагает, что выплата неустойки за нарушение контрольных сроков доставки не освобождает ответчика от возмещения реального ущерба, причиненного истцу в результате данного нарушения обязательства. Считает взысканную сумму компенсации морального вреда несоразмерной перенесенным истцом нравственным страданиям и явно заниженной.
Истец Ильин Е.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие. Судебная коллегия, в соответствии с положениями ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3
В силу статьи 16 Федерального закона "О почтовой связи", подпункта "а" пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N221, операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно приказу ФГУП "Почта России" от 29 декабря 2009 года N504-П "Об утверждении частоты сбора из почтовых ящиков, обмена и доставки, а также контрольных сроков пересылки почтовых отправлений "Отправления 1 класса", установленного во исполнение абз. 2 ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи", контрольный срок пересылки почтовых отправлений из г. Челябинска в г. Краснодар составляет 4 дня, из г. Краснодара в г. Сочи - 2 дня.
Согласно ст. 27 Закона РФ "О защите прав потребителей", исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).
В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Как следует из материалов дела, 17 декабря 2012 года из г. Челябинска в Краснодарский край, г. Сочи истцом была направлена заказная бандероль 1 класса, почтовый идентификатор 45409052532768, без описи вложения и объявленной ценности, что подтверждается квитанцией N 53276.
Направленная истцом бандероль была доставлена в г. Сочи 08 января 2013 года и вручена И.Е.Е. 12 января 2013 года, что не оспаривается ответчиком.
Кроме того, из материалов дела следует, что 02 октября 2012 года между Ильиным Е.В. и ООО "Ройал Клаб" был заключен договор N 1359 о подборе, бронировании и приобретении тура турагентством в интересах туриста. Цена поездки составляет **** рублей, срок поездки, согласно приложению к указанному договору назначен на 28 декабря 2012 года (л.д. 15-21).
4
04 мая 2013 года истцом в адрес ответчика подана претензия, в которой истец указал, что в связи с нарушением контрольных сроков пересылки почтового отправления и вручением бандероли адресату только 12 января 2013 года, вместо 25 декабря 2013 года, просил возместить ему материальный ущерб в размере **** рубля 20 копеек и выплатить компенсацию морального вреда **** рублей.
В ответ на указанную претензию ФГУП "Почта России" признало нарушение им контрольных сроков пересылки почтового отправления, и в соответствии с п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства от 15 апреля 2005 года N 221 (далее по тексту -Правила) определило к выплате истцу за нарушение сроков пересылки заказной бандероли 1 класса **** рублей 60 копеек.
В силу положения ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причи-нителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения - имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Установив факт ненадлежащего оказания ответчиком услуг почтовой связи и нарушения прав потребителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда в размере 2000 рублей. Указанные выводы соответствуют требованиям ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" и согласуются с разъяснениями, данными в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N17 от 28 июня 2012 года. Определенный судом размер компенсации морального вреда соответствует фактическим обстоятельствам дела, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Оснований для изменения размера компенсации морального вреда, определенного судом для взыскания с ФГУП "Почта России" в пользу Ильина Е.В., судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы жалобы о не-
5
соразмерности компенсации морального вреда перенесенным истцом нравственным страданиям, судебная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии с п. 12 Правил в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении;
б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
Согласно п. 21 Правил почтовые отправления принимаются в открытом виде в том числе, в случае их пересылки с описью вложения.
Положения п. 57 Правил предусматривают, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Вместе с тем, в соответствии с п. п. 106, 149, 154 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года, в простых и заказных письмах пересылаются разного рода письменные сообщения, деловые бумаги, фотографические карточки, художественные открытки, схемы и другая аналогичная бумажная продукция.
В ценных письмах пересылаются: документы и ценные бумаги (дипломы, паспорта, свидетельства о рождении и браке, пенсионные и судебные дела, облигации государственных займов, лотерейные билеты и другие денежные документы), грамоты, фотоснимки, художественные карточки, печатные издания, почтовые марки и другие аналогичные предметы и документы, имеющие для отправителя и получателя ценность.
Ценные письма от граждан принимаются только в открытом виде с проверкой вложения. Открытые ценные письма и бандероли принимаются с
б
описью всех отправляемых предметов. Опись вложения составляется отправителем в двух экземплярах с обязательным указанием почтового полного адреса и наименования получателя. Пересылаемое вложение записывается в опись поименно с указанием суммы оценки по ее действительной стоимости, определенной отправителем. Оба экземпляра описи подписываются отправителем.
Как следует из материалов дела, истец направлял посредством услуг ответчика заказную бандероль 1 класса, без описи вложения и объявления ценности.
Отказывая в удовлетворении требования о возмещении убытков, причиненных ответчиком вследствие несвоевременной доставки почтовой корреспонденции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что в результате нарушения сроков пересылки почтовой корреспонденции у истца возникли убытки в заявленном размере, а равно и возникновения реального ущерба с учетом возможности обращения к туроператору (турагенту) с заявлением об отмене тура и как следствие возврата части денежных средств, то есть миминизации убытков.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о недоказанности возникновения и размера причиненного истцу ущерба
Кроме того, как правильно указал суд, истцом бандероль направлена в нарушение требований, предусмотренных ст. 14 Правил оказания услуг почтовой связи, согласно которой письменная корреспонденция, пересылаемая при оказании универсальных услуг почтовой связи, должна отвечать требованиям к ее предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам. Паспорта и авиабилеты для такого вида бандероли допустимым вложением не являются.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 606 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года, вскрытие почтовых отправлений и вещей осуществляется в присутствии начальника предприятия связи (его заместителя), а на предприятиях связи, имеющих производственные цеха (участки), - в присутствии одного из указанных работников: начальника цеха (участка), его заместителя, ответственного дежурного (начальника смены), работников КСС.
7
Достаточных доказательств того, что в данной бандероли находились документы, указанные истцом, не имеется. Видеозапись, представленная истцом, не может быть принята в качестве допустимого доказательства в подтверждение доводов истца, поскольку выполнена в нарушение п. 606 Почтовых правил.
Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы и оценены в соответствии со ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны обоснованные выводы, основанные на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции, в соответствии ч. 4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 27 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ильина Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.