Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г. Л.,
судей Шигаповой С.В., Смолина А.А.,
при секретаре Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Архипова М.К., Архиповой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А.М., А.Е.М., на решение Копейского городского суда Челябинской области от И марта 2014 года по гражданскому делу по заявлению Архипова М.К., Архиповой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А.М., А.Е.М. о признании незаконным постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списках на получение социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Шигаповой С.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя заинтересованного лица - администрации города Копейска Челябинской области - Гусевой Т.В., действующей на основании доверенности от 23 октября 2013 года, выданной на срок по 31 декабря 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Архипов М.К. Архипова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.Е.М., А.А.М., обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области N 4064-п от 13 декабря 2013 года о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления социальной выплаты, возложении обязанности восстановить семью в составе четырех человек в списках на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям поддержки для улучшения жилищных условий, в том числе с помощью развития системы ипотечного кредитования" в очередности исходя из даты принятия первоначального решения.
2
В обоснование заявленных требований указал на то, что 19 сентября 2012 года постановлением администрации КГО N 721 семья истцов признана молодой семьей и участниками программы "Оказание молодым семьям поддержки для улучшения жилищных условий, в том числе с помощью развития системы ипотечного кредитования. Постановлением администрации КГО от 13 декабря 2013 года N 4064-п семья заявителей снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления социальных выплат в связи с достижением Архиповым М.К. возраста **** лет. Считают такое решение незаконным, поскольку семья соответствовала требованиям правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище". Полагали, что очередность включения семьи в список должна определяться исходя из даты принятия первоначального решения о признании семьи участницей программы. На момент принятия решения о включении молодой семьи в списки для участия в подпрограмме, семья отвечала предъявляемым требованиям, но в период с 2012 года по 2013 год не получила социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, что не должно ущемлять права семьи на получение социальной выплаты в последующем. Считают, что достижение предельного возраста для участия в программе не является основанием для снятия с учета семьи Архиповых.
Архипова Н.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложены в заявлении.
Архипов М.К. в судебном заседании участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель администрации Копейского городского округа Челябинской области - Кизилова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на законность принятого постановления, поскольку достижение одним из супругов возраста **** лет является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия молодой семьи в данной программе и предоставления ей социальной выплаты.
Представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебном заседании участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
11 марта 2014 года Копейским городским судом Челябинской области постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
3
Не согласившись с постановленным по делу решением, Архипов М.К., Архипова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А.М., А.Е.М., обратились в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить состоявшееся по делу решение, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылаются на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, поскольку судом при рассмотрении дела не учтен факт того, что семья была наделена статусом участника целевой федеральной подпрограммы, так как семья отвечала всем требованиям подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", в том числе требованию по возрасту участников подпрограммы. Указывает, что факт превышения одним из супругов возраста 35 лет не является законным основанием для исключения их семьи из списков участников подпрограммы, а выводы суда об этом основаны на неправильном применении норм материального права. Считает, что нормативно-правовыми актами не предусмотрены условия и возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы. Находит оспариваемое постановление администрации КГО не законным.
Представитель заинтересованного лица - администрации Копейского городского округа Челябинской области - Гусева Т.В. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения.
Заявители - Архипова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А.М., А.Е.М., А.М.В., представитель заинтересованного лица - Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебном заседании апелляционной инстанции участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства неявившихся участников процесса при отсутствии сведений об уважительности причин их неявки в судебное заседание, судебная коллегия полагает о возможности рассмотрения дела в их отсутствие (статья 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав мнение представителя заинтересованного лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
4
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.
Судом достоверно установлено и подтверждается представленными материалами гражданского дела, что распоряжением главы Копейского городского округа Челябинской области от 21 октября 2010 года N 2939-р семья Архипова М.К. в составе трех человек: заявитель - Архипов М.К., его супруга - Архипова Н.В., сын - А.А.М., была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и участником подпрограммы "Оказание молодым семьям поддержки для улучшения жилищных условий, в том числе с помощью развития системы ипотечного кредитования".
12 ноября 2010 года распоряжением N 3193-р в указанный документ внесено изменение в части указания состава семьи заявителя - в члены семьи добавлена дочь - А.Е.М.
Постановлением администрации Копейского городского округа от 19 сентября 2012 года N 721 молодая семья Архипова М.К. признана участницей подпрограммы "Оказание молодым семьям поддержки для улучшения жилищных условий, в том числе с помощью развития системы ипотечного кредитования" в рамках реализации муниципальной целевой
программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Копейском городском округе Челябинской области на 2011 - 2015 годы.
Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области N 4064-п от 13 декабря 2013 года семья Архипова М.К. в составе четырех человек снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью предоставления социальных выплат в связи с превышением 13 ноября 2013 года Архиповым М.К. ****-летнего возраста.
Указанное постановление выслано и получено Архиповым М.К. 15 января 2014 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что достижение одним из супругов-участников возраста, превышающего **** лет на момент вынесения оспариваемого постановления является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в подпрограмме, поскольку семья утратила статус "молодая семья" и лишилась права на государственную поддержку в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий, в том числе с помощью развития системы ипотечного кредитования" областной целевой программы "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 года", действующей в рамках федеральной программы "Жилище".
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Преамбула Федерального закона от 29 декабря 2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и его статьи 1 указывают на то, что целью данного нормативного правового акта является создание в Российской Федерации надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей, во исполнение Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов установленных нормами международного права, в частности части 3 статьи 27 Конвенции "О правах ребенка".
Так, постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, которая включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
6
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области N 250-П от 16 ноября 2010 года принята "Областная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", включающая в себя подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года N 250-П "Об областной целевой программе "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 -2015 годы, в целях создания необходимых условий гражданам Копейского городского округа Челябинской области для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в Копейском городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" администрацией Копейского городского округа Челябинской области принято постановление от 02 декабря 2011 года N 259.
Подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной подпрограммы поддержки для улучшения жилищных условий, в том числе с помощью развития системы ипотечного кредитования" долгосрочной целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Копейского городского округа Челябинской области на 2011 -2015 годы финансируется за счет федерального, областного и местного бюджетов и не предусматривает каких-либо дополнительных мер поддержки молодых семей, финансируемых из местного бюджета и отличных от мер государственной поддержки молодых семей.
Таким образом, правоотношения, возникающие в ходе реализации этой подпрограммы и полномочия органов местного самоуправления (главы городского округа и администрации городского округа) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области) регулируются как муниципальной целевой программой реализации "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Копейского городского округа Челябинской области на 2011-2015 года, так и положениями Порядка формирования органами местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей -участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной
7
поддержки для улучшения жилищных условий, в том числе с помощью развития системы ипотечного кредитования" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17 ноября 2010 года N 250-П, так и федеральным законодательством - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
В соответствие с главой 1 паспорта подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", последняя действует в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы Доступное и комфортное жилье - гражданам России в Челябинской области на 2011-2015 годы" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и не является продлением подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, принятых на территории г. Магнитогорска в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В соответствие с данными Правилами, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой, либо одного из родителей в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает **** лет.
В соответствие с пунктами 4, 4-1 приложения N 4 к подпрограмме, молодая семья, при достижении возраста одного из супругов, либо одного родителя в неполной семье, превышающего **** лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа участников подпрограммы.
Вопросы признания молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты для участия в подпрограмме, участниками подпрограммы, ведение их учета, в соответствие с ее условиями, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела позволили суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о законности оспариваемого
постановления администрации и отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя со стороны органа местного самоуправления.
Утверждение в жалобе о том, что на момент принятия решения о включении семьи в число участников целевой федеральной подпрограммы, семья Архиповых отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении одним из супругов возраста, превышающего **** (достижение ****) лет.
Нарушений прав семьи Архиповых в том числе, права на жилище, допущено не было.
Оспариваемое постановление не исключает возможности улучшения жилищных условий в соответствие с иными действующими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", критериям дальнейшего участия в которой в настоящее время семья заявителя не отвечает. Гарантированные законом права заявителя этим постановлением не нарушены.
Ссылка подателя жалобы на то, что факт превышения одним из супругов возраста **** лет не является законным основанием для исключения их семьи из списков участников подпрограммы, а также доводы о том, что нормативно-правовыми актами не предусмотрены условия и возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы сводятся к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела заявителем, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены судебного решения.
При этом иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
9
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было (часть 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 11 марта 2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архипова М.К., Архиповой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А.М., А.Е.М., - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.