Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Алешко О.Б., Еремина В.А.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24 февраля 2014 года
по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Белокозовой А.П. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился с иском в суд в интересах Белокозовой А.П. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС", в котором просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Белокозовой А.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м., и действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Белокозовой А.П. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Кроме того, просил возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ; также возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Белокозовой А.П. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что Белокозова А.П. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге, исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с начала ДД.ММ.ГГ исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м, истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период. С учетом двух льготополучателей расчет должен производиться по площади - "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты" :2).
Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п.4 ч.1 ст.3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что до 24.07.2012 законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу с начала ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24 февраля 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Белокозовой А.П. удовлетворены.
Признаны незаконными действия муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Белокозовой Алисе Петровне компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м.
Возложена обязанность на муниципальное унитарное предприятие г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" произвести перерасчет Белокозовой А.П. , проживающей по адресу: "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Белокозовой А.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Возложена обязанность на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску по выплате Белокозовой А.П. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета муниципальным унитарным предприятием г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" госпошлина в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство Управления и третьего лица Главалтайсоцзащита об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и гражданское дело было передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее 50 000 руб. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ч.1 ст. 256 ГПК РФ и ст.5 Закона Российской федерации от 27.04.1993г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просит решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24.02.2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску, Главалтайсоцзащиты - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав объяснения прокурора Мищенко Е.Ю., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалоб.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Согласно пунктам 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Белокозова А.П. проживает по адресу: "адрес"
Согласно решению Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску от ДД.ММ.ГГ Белокозовой А.П. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - ДД.ММ.ГГ . В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных.
Размер общей площади жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки по лицевому счету Белокозовой А.П. следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась ей в размере, не соответствующем 50% от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный". Согласно информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", льготная площадь по отоплению определена в размере "данные изъяты" кв.м с ДД.ММ.ГГ . Из сообщения начальника Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску на имя прокурора N *** от ДД.ММ.ГГ следует, что в указанный период времени льгота предоставлялась, исходя из льготной площади "данные изъяты" кв.м.
Следовательно, начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
Соглашением об информационном обмене N *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 соглашения МУП несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период до ДД.ММ.ГГ Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льгот по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд законно возложил на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность произвести расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопления, исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м за спорный период.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права истца на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате отопления в спорный период, в связи с чем, обязал МУП г.Новоалтайска "НТС" произвести истцу перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения за указанный период, а Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску - произвести выплату недополученной суммы компенсации.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о признании действий Управления социальной защиты населения незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах о наличии иной судебной практики при разрешении аналогичных споров, правового значения не имеют, а потому судебной коллегией во внимание не принимаются.
Также не может быть принят во внимание и довод жалобы о пропуске истцом срока обращения за защитой нарушенного права, поскольку указанное исковое заявление подано в общем порядке, а не в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, предусмотренные ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроки, в данном случае применению не подлежат, а довод жалобы основан на неверном толковании норм процессуального права.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционные жалобы не содержит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалоб являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.