Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика главы "данные изъяты" района Алтайского края Ш.Т.В. на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года по делу по иску Р.С.А. к главе "данные изъяты" района Алтайского края Ш.Т.В. о снятии дисциплинарного взыскания,
заслушав доклад судьи Еремина В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Р.С.А. обратилась в суд с иском к главе "данные изъяты" района Ш.Т.В. о снятии дисциплинарного взыскания. В обоснование иска указано, что с 21.11.2012 по 06.11.2013. Р.С.А. исполняла обязанности главы Администрации муниципального образования "данные изъяты" район Алтайского края. Распоряжением главы "данные изъяты" района Ш.Т.В. от 01.11.2013 N 4-ро на Р.С.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за неоднократное нарушение нормы Федеральных законов: ст. 1 "О противодействии коррупции", ч.3 ст. 15 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", а также нарушение Устава Муниципального образования " "данные изъяты" район" п. 11 ст.42, ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей согласно контракта от 21.11.2012. То есть налицо неоднократные нарушения служебных обязанностей, закрепленных муниципальным контрактом, требующие мер дисциплинарного взыскания. Наложенное дисциплинарное взыскание считает необоснованным и незаконным, так как в период исполнения обязанности главы Администрации муниципального образования "данные изъяты" район Алтайского края соблюдала действующее законодательство и исполняла должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
В ходе судебного разбирательства Р.С.А. исковые требования увеличила, просила также признать незаконным Распоряжение главы "данные изъяты" района Ш.Т.В. от 07.10.2013 N18-р которым на Р.С.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Наложенные дисциплинарные взыскания считает необоснованными и незаконными, так как в период исполнения обязанности главы Администрации муниципального образования "данные изъяты" район Алтайского края соблюдала действующее законодательство и исполняла должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
Истец окончательно просила отменить оба указанных выше дисциплинарных взыскания.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены. Суд отменил дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное на главу администрации "данные изъяты" района Р.С.А. распоряжением главы "данные изъяты" района Ш.Т.В. от 07.10.2013 N 18-р. Отменил дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное на главу администрации "данные изъяты" района Р.С.А. распоряжением главы "данные изъяты" района Ш.Т.В. от 01.11.2013 N 4-ро.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения, принятии нового об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что суд не учел, что факт допущенных нарушений истицей подтвержден, в частности, представлениями прокурора района. Факт истребования от истицы письменных объяснений, их поступления перед наложением дисциплинарных взысканий также документально подтвержден. Сроки и порядок наложения взысканий, вопреки выводам суда, ею соблюдены. О нарушении истицей запрета на предвыборную агитацию стало известно лишь из представления прокурора от 05.09.2013. По второму взысканию о том, что ранее известные ей факты являются нарушениями закона, стало известно из представления прокурора от 04.10.2013. Эти представления являлись обязательными для исполнения ею как главы района. Суд не дал оценку незаконным действиям истицы на собрании племсовхоза "Змеиногорский" 28.05.2013.
В письменных возражениях истица просит оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что наложение на нее дисциплинарных взысканий единолично распоряжением главы района противоречит п.3.2. Контракта, заключенного с ней, и Закону АК "О муниципальной службе в Алтайском крае", cогласно которым решение о привлечении к дисциплинарной ответственности оформляется соответствующим правовым актом представительного органа муниципального образования.
В ходе апелляционного рассмотрения ответчик настаивала на удовлетворении жалобы, истица и ее представитель возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п.10 ст.35 этого ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п.11 ст.35).
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава (п.14 ст.35).
В силу ст.36 указанного ФЗ, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Как установлено ч.ч.6, 6.1 ст.37 этого ФЗ, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
В соответствии с п.4 ст.43 указанного ФЗ, глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно ч.ч.1,2 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (п.1 ст.3 этого ФЗ).
За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ч.ч.1-3 ст.27 указанного ФЗ).
В силу ч.3, 6 ст.27.1. этого ФЗ, взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС (ред. от 03.04.2014) "О муниципальной службе в Алтайском крае", утверждена типовая форма контракта с гражданином, назначаемым на должность главы администрации муниципального образования, согласно приложению 2.
Так, в п.7. Типовой формы, представитель нанимателя имеет право привлекать Муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решения о поощрении муниципального служащего либо привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка оформляются соответствующим правовым актом представительного органа муниципального образования (п.9).
Как следует из материалов дела, Р.С.А. решением "данные изъяты" районного Совета *** от 20 ноября 2012 года была назначена главой администрации "данные изъяты" района, с ней был заключен контракт от имени нанимателя - главы "данные изъяты" района Ш.Т.В. (л.д.11).
Согласно контракта от 21.11.2012,. заключенного между главой района Ш.Т.В. и главой администрации района Р.С.А. , на последнюю возложено: организовать надлежащее осуществление полномочий администрации района по решению вопросов местного значения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.
При этом, в соответствии с указанным выше Законом Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС (ред. от 03.04.2014) "О муниципальной службе в Алтайском крае", в п.3.2 этого контракта, решения о поощрении Муниципального служащего либо привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка оформляются соответствующим правовым актом представительного органа муниципального образования.
Распоряжением главы района N18-ро от 07.10.2013 в связи с допущенными просчетами в организационной деятельности Администрации района по подготовке топливно-энергетического комплекса к началу отопительного сезона 2013-2014 г., а именно, неосуществление постоянного контроля за ходом подготовки к осеннее - зимнему периоду 2013-2014 г. электроснабжающих, теплоснабжающих организаций осуществляющих передачу и распределение тепловой и электрической энергии для населения, учреждений бюджетной сферы, объектов жизнеобеспечения и жилищно - эксплуатационных организаций. Неисполнение постановления Администрации Алтайского края от 04.06.2013 N291. В связи с допущенными нарушениями ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При проведении предвыборной агитации в с. Первокаменское 20 августа 2013 г. объявлено замечание Р.С.А. - Главе администрации "данные изъяты" района. Указано основание: информация прокурора о состоянии законности при подготовке к отопительному сезону 2013-2014 г. на территории "данные изъяты" района от 23.08.2013, протокол заседания постоянных депутатских комиссий от 23.08.2013., докладная записка начальника контрольного отдела аппарата РСД, пояснительная записка главы Корболихинского сельского совета, заявление Главы Администрации Корболихинского сельского совета, докладная записка мастера Корболихинского участка М.М.Ф. , представление прокурора района от 05.09.2013.
Главой района Ш.Т.В. также принято распоряжение N4-ро от 01.11.2013, где указано, что рассмотрев представление прокурора района от 04.10.2013 "Об устранении причин и условий нарушения Федерального законодательства", изучив материалы проверки, проанализировав докладную записку начальника контрольного отдела аппарата РСД Е.Н.А. , рассмотрев пояснения главы Администрации района Р.С.А. и учитывая факт, что главой Администрации района Р.С.А. были неоднократно нарушены нормы Федеральных законов: ст.1 "О противодействии коррупции", ч.З ст.15 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", а так же нарушение Устава Муниципального образования " "данные изъяты" район" п. 11 ст.42, ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей согласно контракта от 21.11.2012 г. То есть на лицо неоднократные нарушения служебных обязанностей, закрепленных муниципальным контрактом, требующие мер дисциплинарного воздействия. Поскольку у Р.С.А. имеется не погашенное дисциплинарное взыскание в виде замечания (Распоряжение N18р от 07.10.2013 г.) в отношении нее необходимо применить иное дисциплинарное взыскание - Р.С.А. объявить выговор. Основание: пояснение Р.С.А. , материалы проверки по факту нарушения служебных обязанностей.
Полномочия главы администрации района Р.С.А. были прекращены досрочно 06 ноября 2013 года в связи с отставкой по собственному желанию (решение N43 от 06.11.2013 л.д.13).
Согласно ст.21 Устава муниципального образования "данные изъяты" района Алтайского края, районный Совет депутатов является постоянно действующим представительным органом муниципального района.
Глава района является высшим должностным лицом муниципального района и исполняет полномочия председателя районного Совета депутатов (ст.35 Устава). К его полномочиям, в частности, относится подписание и обнародование решений, принятых районным Советом депутатов (ст.38 Устава).
В систему муниципальных правовых актов муниципального района входят и решения районного Совета депутатов (ст.53 Устава).
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с доводами возражений истца на апелляционную жалобу о том, что наложение на нее указанных дисциплинарных взысканий произведено с нарушением установленного порядка, неуполномоченным на это лицом, поскольку каких-либо решений районного Совета депутатов по этому поводу не принималось.
Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности принятых главой района распоряжений о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.
Выводы суда в решении, отвергнувшим указанные доводы истца, основаны на неверном толковании материального закона, однако, решение по существу является правильным, а потому в силу п.6 ст.330 ГПК РФ, отмене не подлежит.
Доводы жалобы о доказанности допущенных нарушений истца, о соблюдении сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, ввиду изложенного выше, какого-либо юридического значения в данном случае не имеют.
Учитывая вышеизложенное, каких-либо оснований для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика главы "данные изъяты" района Алтайского края Ш.Т.В. на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.