Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Чубукова С.К., Кузнецовой С.В.
при секретаре Горской О.В.,
с участием прокурора Глотовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 25 февраля 2014 года
по делу по иску прокурора города Новоалтайска в интересах Вебера В. А. к Управлению социальной защиты населения по городу Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Вебера В.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС" о признании незаконными действий МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из площади жилья в *** кв.м; возложении на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанности по перерасчету Веберу В.А. денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения в *** кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по 24.07.2012; признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Веберу В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "НТС" за указанный период; а также возложении на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанности по выплате Веберу В.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
В обоснование требований ссылался на то, что Вебер В.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Из ответа Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50 % от начисленной суммы, в период с начала 2010 года по июль 2012 г. исходя из площади жилья в *** кв.м., при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет *** кв.м.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 25.02.2014 исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Вебера В.А. удовлетворены.
Признаны незаконными действия муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Веберу В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , исходя из площади жилого помещения- *** кв.м.
Обязано муниципальное унитарное предприятие г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" произвести перерасчет Веберу В.А. , проживающему по адресу "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из площади жилого помещения - *** кв.м., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Веберу В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Возложена на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Веберу В.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета муниципальным унитарным предприятием г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" госпошлина в доход местного бюджета в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство Управления и третьего лица Главалтайсоцзащита об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и гражданское дело было передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее 50 000 руб. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просит решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 25.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав объяснения прокурора Глотовой А.В. , судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Согласно пунктам 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Вебер В.А. является реабилитированным лицом, проживает по адресу: "адрес" вместе с матерью Вебер А.П. , которая также является льготополучателем.
Согласно решению Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску от июля 2012 Веберу В.А. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - 01.07.2012. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных.
Размер общей площади жилого помещения составляет *** кв.м., что подтверждается договором на оказание услуг по теплоснабжению.
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки по лицевому счету Вебер В.А. следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась ему в размере, не соответствующем 50% от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный". Согласно информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", льготная площадь по отоплению определена в размере *** кв.м. Следовательно, начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
Соглашением об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 соглашения МУП несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период до 24.07.2012 Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льгот по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд законно возложил на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения с учетом двух льготополучателей за спорный период.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, судебной коллегией признаются не заслуживающими внимания, поскольку суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права истца на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате отопления в спорный период, в связи с чем, обязал МУП г.Новоалтайска "НТС" произвести истцу перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения за указанный период, а Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску - произвести выплату недополученной суммы компенсации.
Также, поскольку прокурором были заявлены требования о признании действий Управления социальной защиты населения незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых определено к подсудности районному суду, то доводы жалобы относительно подсудности спора во внимание не принимаются.
Доводы о наличии иной судебной практики при разрешении аналогичных споров, правового значения не имеют и судебно коллегией не принимаются.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалоб являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 25 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.