Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей: Довиденко Е.А., Блинова В.А.
при секретаре Евстигнеевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Журавка В. И. и апелляционное представление прокурора Алтайского района на решение Алтайского районного суда Алтайского края от 6 марта 2014 года по делу
по иску прокурора Алтайского района в интересах Журавка В. И. к Управлению социальной защиты населения по Алтайскому району о признании права на меры социальной поддержки,.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А. , Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района обратился в интересах Журавка В.И. в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Алтайскому району о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и о признании права Журавка В.И. на меры социальной поддержки с момента его первоначального обращения в установленном порядке в органы социальной защиты населения - с ДД.ММ.ГГ .
В обоснование иска ссылается на то, что Журавка В.И. с ДД.ММ.ГГ является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" и ветераном труда.
Журавка В.И. в предоставлении мер социальной поддержки было отказано по тем основаниям, что он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и не достиг возраста, с которого данный закон устанавливает право на назначение данной пенсии, а именно 60 лет.
Данный отказ, по мнению прокурора, является незаконным, поскольку в соответствии с п.4 Положения "О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов", утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года N327, лицам, имеющим звания "Ветеран труда" или "Ветеран труда Алтайского края", меры социальной поддержки предоставляются после назначения им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в редакции от 03.06.2006) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в редакции от 22.08.2004) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Ветеранам, получающим пожизненное содержание за работу (службу), либо получающим пенсии по иным основаниям, не указанным в абзаце первом настоящего пункта, меры социальной поддержки предоставляются при достижении пенсионного возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173 (в редакции от 03.06.2006) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, данное положение не связывает право истца, получающего пенсию по иным основаниям, на получение мер социальной поддержки только при условии назначения ему пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
При этом, поскольку служба Журавка В.И. проходила в районе Крайнего севера, то его пенсионный возраст подлежит снижению на 5 лет.
Решением Алтайского районного суда Алтайского края от 6 марта 2014 года исковые требования прокурора Алтайского района в интересах Журавка В. И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Журавка В.И. и апелляционном представлении прокурор Алтайского района просят решение суда отменить, высказывая несогласие с толкованием и применением судом норм права.
Полагают, что в связи с работой Журавка В.И. в районах Крайнего Севера более 15 лет, куда включается служба в органах внутренних дел в Магаданской области( *** лет *** месяца *** дней), у Журавка В.И. возникло право на трудовую пенсию по старости по достижению 55 лет по пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и соответственно право на получение мер социальной поддержки, установленные региональным законодательством ветеранам труда.
В суде апелляционной инстанции прокурор Текутьева Я.В. и истец Журавка В.И. настаивали на удовлетворении апелляционных жалобы и представления.
Будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, ответчик и третьи лица в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Руководствуясь статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия, проверяет законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционных жалобы и представления, поскольку иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия считает решение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Журавка В.И. , ДД.ММ.ГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГ назначена пенсия за выслугу лет, как старшему лейтенанту милиции в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что подтверждается пенсионным удостоверением на имя истца, справкой.
ДД.ММ.ГГ Журавка В.И. выдано удостоверение "Ветеран труда".
При обращении Журавка В.И. в январе 2013 года в Управление социальной защиты населения Алтайского района с заявлением о предоставлении льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", по категории "Ветеран Труда", ему была назначена ежемесячная денежная выплата(л.д.30), однако впоследствии(в марте 2013года) в предоставлении мер социальной поддержки было отказано, что подтверждается ответом (л.д. 24).
Отказывая в удовлетворении требований о признании права на меры социальной поддержки, суд правильно исходил из того, что действующее законодательство предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, получающим по основаниям, не предусмотренным Федеральным Законом N173-ФЗ, ставит в зависимость от достижения общеустановленного пенсионного возраста, который для мужчин составляет 60 лет.
В апелляционной жалобе истец и прокурор не соглашается с указанным выводом суда, утверждая, что в связи с работой Журавка В.И. в районах Крайнего Севера более 15 лет, куда подлежит включению служба в органах внутренних дел в Магаданской области( *** лет *** месяца *** дней), у Журавка В.И. возникло право на трудовую пенсию по старости по достижению 55 лет и соответственно право на получение мер социальной поддержки, установленные региональным законодательством ветеранам труда.
Между тем, данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривалось предоставление льгот лицам, имеющим звание "Ветеран труда", только после назначения им пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". У ветеранов труда, получающих пенсию по иным основаниям либо получающих пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с указанной статьей возникало при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей на момент возникновения данного спора, регламентировано, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом отмечено, что такие меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 10).
Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления", внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии с которыми меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22). Статьи 6 и 7 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции определили категории лиц - ветеранов государственной службы и ветеранов труда, для которых установлены правовые гарантии социальной поддержки.
В соответствии со ст. 3,5,6 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС (ред. от 03.04.2014) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Расходы по обеспечению мер социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер.
Средства на реализацию настоящего Закона предусматриваются в законе Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок предоставления мер социальной поддержки труженикам тыла и ветеранам труда определяется Администрацией Алтайского края.
Согласно п.4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 01.08.2006 N 327 (ред. от 12.08.2013) лицам, имеющим звания "Ветеран труда" или "Ветеран труда Алтайского края", меры социальной поддержки предоставляются после назначения им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в редакции от 03.06.2006) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в редакции от 22.08.2004) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности.Ветеранам, получающим пожизненное содержание за работу (службу), либо получающим пенсии по иным основаниям, не указанным в абзаце первом настоящего пункта, меры социальной поддержки предоставляются при достижении пенсионного возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173 (в редакции от 03.06.2006) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу статьи 7 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Из системного анализа приведенных выше положений закона, следует, что как положения статьи 22 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, так и положения регионального законодательства устанавливают, что лицам, имеющим звание "Ветеран труда" и получающим пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", перечисленные в законе льготы предоставляются только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
То есть для получения мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, необходимо достижение гражданином возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин).
В этой связи, учитывая, что указанные выше льготы на истца, как не достигшего возраста 60 лет, не распространялись в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, а также не распространяются на него в настоящее время в соответствии с положениями регионального законодательства, суд посчитал, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец и прокурор в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Что касается довода о том, что у Журавка В.И. возникло право на трудовую пенсию по старости по достижению 55 лет по пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и соответственно право на получение мер социальной поддержки, установленные региональным законодательством ветеранам труда, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
При определении права на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие с 01.01.2002 года, учитывается страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы(п.2) (которые имеются согласно трудовой книжки истца), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Так, ст.28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно трудовой книжке истца работа в районах Крайнего Севера проходила в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ., что недостаточно для назначения пенсии по пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Поэтому, довод о том, что у истца возникло право на трудовую пенсию по старости по достижению 55 лет по пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и соответственно право на получение мер социальной поддержки, установленные региональным законодательством ветеранам труда, судебная коллегия находит необоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Журавка В. И. и апелляционное представление прокурора Алтайского района на решение Алтайского районного суда Алтайского края от 6 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.