Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Х.В.И. на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года по делу по иску Х.В.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Территориальному отделу номер 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края о признании распоряжения главы Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края о включении квартиры в число служебных незаконным и подлежащим отмене, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Еремина В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Х.В.И. обратился в суд с иском к вышеуказанным ответчикам о признании распоряжения главы Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края о включении жилого помещения в число служебных незаконным и подлежащим отмене, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя иск тем, что он на основании ордера от 14 августа 1997 года N *** выданного Барнаульской квартирно-эксплуатационной частью занимает ведомственное жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: мкр. "адрес" Алтайского края. Данное жилое помещение находится в военном городке "адрес" , который до издания распоряжения Правительства РФ N *** от 15.09.2009 года считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее он не участвовал. Из архивной справки администрации Поспелихинского района от 05.06.2013 года *** усматривается, что жилое помещение было отнесено к числу служебных распоряжением главы Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 29.07.1997 года N *** , вместе с тем, считает, что указанное распоряжение в части включения его квартиры (N *** в число служебных должно быть признано незаконным и отменено, поскольку указанное жилое помещение было предоставлено ему в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны РФ в период военной службы, его трудовой стаж в Министерстве обороны РФ составляет более 10 лет, каким-либо иным жилым помещением от Министерства обороны РФ он не обеспечивался. Занимаемая им квартира не может являться служебной и предоставлена на условиях договора социального найма жилого помещения, поскольку на момент отнесения ее к специализированному жилищному фонду она была им уже заселена, а должна была быть свободной, не занятой по договору социального найма, а после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости, при отнесении жилого помещения к числу служебных были нарушены правила отнесения жилого помещения к указанной категории. На основании изложенного полагает, что жилое помещение было ему предоставлено на основании договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения. Распоряжением Правительства N 1330-р от 15.09.2009 года военный городок с. Поспелиха исключен из перечня закрытых военных городков. Он обратился к ответчикам с заявлением о приватизации указанного жилого помещения, предоставив необходимый пакет документов, но получил отказ, хотя оснований для отказа в удовлетворении заявления у них не имелось по изложенным выше основаниям, а также в силу того, что в соответствии с п.9 Приказа МО РФ от 17.12.2010 года N 1871 руководители территориальных управлений имущественных отношений МО РФ должны были обеспечить в установленном порядке прием на баланс территориальных управлений имущественных отношений МО РФ объектов недвижимого имущества, также прием необходимой документации, касающейся финансово-хозяйственной деятельности учреждений. На основании изложенного ФГКУ "Сибирское ТУИО" в соответствии со ст.6 Закона "О приватизации ... " является государственным предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо государственным учреждением, в оперативное управление которого был передан жилищный фонд, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворения заявления не имелось.
Истец просил признать распоряжение главы Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 29 июля 1997 года номер *** в части утверждения квартиры номер *** "адрес" как служебной незаконным и подлежащим отмене, признать за ним право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе на указанное решение истец просит об отмене решения, принятии нового об удовлетворении требований. Ссылается на те, же доводы, что изложены в иске. Вывод суда о том, что на момент предоставления ему спорного жилья он не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не подтвержден материалами дела. О том, что жилое помещение имеет статус служебного он узнал только в июне 2013.
В письменных возражениях Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, просят оставить жалобу без удовлетворения.
В ходе апелляционного рассмотрения истец и его представитель настаивали на удовлетворении жалобы.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Выслушав истца, его представителя, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ст.47 действовавшего до 01.03.2005 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (ст.51 ЖК РСФСР).
Согласно ст.101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Как установлено в ст.104 ЖК РСФСР (в ред. Федерального закона от 27.01.1995 N 10-ФЗ), в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В соответствии со ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных. Если на служебное жилое помещение вселен гражданин по ордеру на жилое помещение в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда (и наоборот) либо в служебное жилое помещение по служебному ордеру вселено лицо, не относящееся к категории работников, которым может быть предоставлено такое жилое помещение, ордер признается недействительным с наступлением последствий, предусмотренных ст.100 ЖК РФ (п. 20).
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно ст.2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести указанные жилые помещения в собственность.
Согласно ст.6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст.7 Закона).
В силу ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с ч.1 ст.15 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Закона РФ от 22.0.11993 N 4338-1 (ред. от 24.11.1995) "О статусе военнослужащих", Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу. Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития.
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из домовой книги от 21 марта 2013 года, адресной справки, истец, зарегистрирован в квартире номер "адрес" с 29 апреля 1997 года и по настоящее время.
Решением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 29 июля 1997 года номер *** оспариваемое жилое помещение было включено в число служебных, что подтверждается архивной справкой Архивного отдела Администрации Поспелихинского района Алтайского края от 5 июня 2013 года номер ***
По данным ордера *** от 14 августа 1997 года указанное жилое помещение было предоставлено Барнаульской КЭЧ служащему в/ч *** Х.В.И. на состав семьи из четырех человек. На ордере имеется отметка - "служебная".
Из трудовой книжки истца и справки Поспелихинского отдела военного комиссариата Алтайского края, следует, что Х.В.И. проходил действительную военную срочную службу в Российской(Советской) Армии с 20 октября 1980 года по 29 ноября 1983 года, по контракту - с 23 декабря 1992 года по 13 мая 2002 года.
Согласно сведениям, имеющимся в гражданском деле квартира жилого дома *** является собственностью Российской Федерации, имеет статус служебного жилого помещения (л.д.78).
Согласно ответу администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от (13.12.2013 года) на запрос суда спорная жилая площадь в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не передавалась.
Исключение "адрес" из перечня закрытых военных городков само по себе не повлекло изменение статуса жилого помещения.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ, а также п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится лишь по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации в настоящее время вправе принимать решения об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Таким образом, решение о включении спорного жилого помещения в число служебных принято уполномоченным на тот момент органом и с соблюдением установленного на тот момент порядка, после чего истцу был выдан ордер, являвшийся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В ходе разрешения спора достоверно установлено, что органом, осуществляющим управление государственным имуществом по настоящее время, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принималось.
Доводы жалобы о том, что истец до 2013 года не знал о том, что это жилое помещение имеет статус служебного, обоснованно оценены судом критически.
Как следует из протокола жилищной комиссии Центральной сельской администрации Поспелихинского района от 23.07.1997 года *** письмо Сибирского военного округа *** об определении "адрес" /городка служебной, которое рассматривалось на указанной жилищной комиссии, направлено в жилищную комиссию 8 апреля 1997 года, то есть еще до регистрации истца в указанной квартире по месту жительства. Это подтверждает то, что на момент рассмотрения вопроса на жилищной комиссии по месту службы истца, вопрос разрешался о передаче истцу спорной квартиры именно как служебного жилого помещения. Сам по себе указанный ордер с отметкой "служебная" выдан именно истцу.
Факт более раннего фактического заселения истца в спорное жилое помещение, до принятия решения о его статусе и выдаче ордера, не может служить основанием к отмене указанного решения и вывода о наличии правоотношений по договору социального найма, поскольку Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, на момент возникновения спорных правоотношений, не действовали.
По этой же причине не может служить основанием к отмене решения суда и факт отсутствия регистрации в органах регистрации прав на недвижимое имущество.
Кроме того, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступил в силу лишь с 1998 года.
В силу прямого указания закона (ч.1 ст.15 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Закона РФ от 22.0.11993 N 4338-1 (ред. от 24.11.1995) "О статусе военнослужащих"), истцу как военнослужащему по контракту, могло быть предоставлено только служебное жилое помещение или общежитие, а не жилое помещение по договору найма (социального найма), в связи с чем, доводы жалобы о необоснованности вывода суда о том, что истец не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является несостоятельным.
Учитывая вышеизложенное, каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Х.В.И. на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 07 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.