Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.
судей Вегель А.А., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Крутий В. С. на решение Косихинского районного суда Алтайского края от 13 марта 2014 года по делу по заявлению Крутий В. С. об оспаривании в части нормативного правового акта,
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крутий В.С. , с учетом уточнений, обратилась в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия п.6 р.4 Положения "О порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Косихинский район Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти и управления", принятого Косихинским районным Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГ и опубликованного ДД.ММ.ГГ в газете " *** " *** (далее - Положение), с учетом изменений.
В обоснование требований указала, что Положением установлен размер пенсии за выслугу лет из расчета не более 2.3 должностного оклада по замещавшейся должности (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с действующим законодательством). Заявитель полагает, что данный пункт противоречит положениям ст.ст.23 и 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также п.3 ст.17 Закона Алтайского края "О государственной гражданской службе в Алтайском крае", которым определен размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого гражданскому служащему исчисляется сумма пенсии за выслугу лет, из расчета 2.3 должностного оклада / 0.8 денежного вознаграждения по замещавшейся должности гражданской службы. Также указывает, что оспариваемым пунктом Положения нарушено ее право на получение пенсии за выслугу лет, которое названо в числе основных гарантий муниципального служащего. При этом Положение предусматривает ситуацию, при которой лица с высоким денежным содержанием будут получать пенсию за выслугу лет, а имеющие такой же или более продолжительный стаж муниципальной службы, но меньшее денежное содержание - нет. При этом в ранее действовавшей редакции Положения был пункт, предусматривающий, что пенсия за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Полагает, что исключение данного пункта по решению Косихинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** нарушает права и законные интересы пенсионеров.
Решением Косихинского районного суда Алтайского края от 13 марта 2014 года заявление Крутий В.С. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель Крутий В.С. просит отменить решение суда и вынести новое решение, указав, что п.4 р.1 и п.4 р.4 Положения предусматривают денежное содержание муниципальных служащих, а не оклад. При этом суд необоснованно счел, что положения п.3 ст.17 Закона Алтайского края "О государственной гражданской службе в Алтайском крае" предусматривают расчет пенсии за выслугу лет, исходя из размера среднемесячного денежного содержания, только для выборных должностей, тогда как лица, замещавшие выборные должности получают пенсию за выслугу лет из краевого бюджета, а данные нормы включены в районное Положение. Кроме того, в таком случае в оспариваемом Положении отсутствует механизм выплаты пенсии за выслугу лет. Также суд не принял во внимание Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N818 от 17 октября 2009 года. Полагает ошибочным вывод суда о том, что пенсия за выслугу лет по своей сути является доплатой к трудовой пенсии. Суд неправомерно обосновал отсутствие нарушения прав заявителя на получение пенсии положениями действующего законодательства, предусматривающего, что условия предоставления права на получение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяется нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, поскольку это законодательство не дает право лишать муниципальных служащих пенсии за выслугу лет.
В возражениях на жалобу прокурор Косихинского района просит оставить без удовлетворения апелляционную жалобу, считая решение суда законным и обоснованным, поскольку правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местного бюджета, которым является пенсия за выслугу лет, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Заявитель Крутий В.С. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, представитель Косихинского районного Совета народных депутатов и администрации Косихинского района Алтайского края - Ащеулов В.И. просил отказать в удовлетворении жалобы, прокурор Текутьева Я.В. просила отказать в удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в возражениях на жалобу.
Проверив материалы дела и законность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее в соответствии с положениями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пп.5 п.1 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Частью 2 статьи 9 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель Крутий В.С. замещала должность муниципального служащего администрации Косихинского района Алтайского края и имеет стаж работы по муниципальной службе более 15 лет.
Как следует из материалов дела, Положение "О порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Косихинский район Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти и управления" принято Косихинским районным Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГ на сессии *** пятого созыва.
Часть 6 раздела 4 Положения предусматривает, что размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого муниципальному служащему назначается пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявления, районный суд исходил из того, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку предоставляемая за счет средств местного бюджета доплата к пенсии при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы (выслуги лет) является дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе, конституционное право на получение пенсии, вопреки доводам жалобы, оспариваемым нормативно-правовым актом не нарушено.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы являются обоснованными, основаны на материалах дела и не опровергается доводами, изложенными в апелляционной жалобе заявителя.
При этом доводы жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено право органов местного самоуправления изменять порядок назначения ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 5 п.1 ст.23 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Такое пенсионное обеспечение, в силу п.1 ст.24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Данная правовая позиция, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 мая 2009 года N 698-О-О, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.
Порядок организации и прохождения муниципальной службы в Алтайском крае регулируются законом Алтайского края от 01 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае".
Статья 9 данного Закона устанавливает, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что Косихинский районный Совет народных депутатов Алтайского края, определяя порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим должности муниципальной службы, к которым в силу ч.1 р.4 Положения относится заявитель по делу, установив в ч.6 р.4 оспариваемого Положения размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого муниципальному служащему назначается пенсия за выслугу лет, реализовал права, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определять направление расходования средств собственного бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что суд обоснованно отклонил доводы заявителя, сводящиеся к наличию противоречий оспариваемого нормативно-правового акта нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, и, установив отсутствие таких противоречий, на основании ч. 1 ст. 253 ГПК РФ пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Также суд первой инстанции, проверив законность процедуры принятия и введения в действие оспариваемого нормативно-правового акта, и установив наличие нарушения десятидневного срока утверждения председателем районного Совета депутатов повестки дня 19 сессии депутатов, установленного ст.13 Регламента Косихинского районного Совета депутатов, утвержденного постановлением районного Совета депутатов *** от ДД.ММ.ГГ , обоснованно счел данное нарушение несущественным и не влекущим незаконность принятого нормативно-правового акта, тогда как в целом процедура его принятия и введения в действие соблюдена.
Довод жалоб о том, что суд неправомерно счел положения п.3 ст.17 Закона Алтайского края "О государственной гражданской службе в Алтайском крае" предусматривающими расчет пенсии за выслугу лет, исходя из размера среднемесячного денежного содержания, только для выборных должностей, не влечет отмену правильного по существу судебного акта.
Кроме того, решением Косихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ , оставленным без изменения определением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ , признано законным решение Косихинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ N12, которым из Положения исключена ч.5 р.4, предусматривавшая, что в случае, если размер пенсии за выслугу лет, исчисленный по правилам, указанным в настоящем пункте, меньше, чем фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, пенсия за выслугу лет устанавливается в размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Соответственно, доводы заявителя в данной части судебной коллегией не принимаются.
Иные доводы жалобы не влияют на законность и обоснованность решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу заявителя Крутий Валентины Степановны на решение Косихинского районного суда Алтайского края от 13 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.