Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Храмцовой В.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 февраля 2014 года
по делу по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Рудмина В. С. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" , Муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился с иском в суд в интересах Рудмина В.С. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС", в котором просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Рудмину В.С. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере 50 % с декабря 2010 года по июль 2012 года, исходя из площади жилья в 54 кв.м., и действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Рудмину В.С. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Кроме того, просил возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги- отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 56,3 кв.м. за период с декабря 2010 года по июль 2012 года; также возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Рудмину В.С. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что Рудмин В.С. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с начала 2010 г. исходя из площади жилья в 54 кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет 56,3 кв.м., истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период. Однако, нарушение требований закона, истцу с начала 2010 года по июль 2012 года назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 февраля 2014 года исковые требования прокурора г.Новоалтайска в интересах Рудмина В.С. удовлетворены.
Признаны незаконными действия муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Рудмину В. С. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с декабря 2010 года по июль 2012 года, исходя из площади жилого помещения- 54 кв.м.
Обязав муниципальное унитарное предприятие г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" произвести перерасчет Рудмину В. С. , проживающему по адресу "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 56,3 кв.м., за период с декабря 2010 года по июль 2012 года.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Рудмину В. С. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Возложив на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Рудмину В. С. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета муниципальным унитарным предприятием г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" госпошлина в доход местного бюджета в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик УСЗН по г.Новоалтайску просит решение отменить ссылаясь на то, что прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя, не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и гражданское дело, при цене иска менее 50 000 рублей должно быть передано по подсудности мировому судье. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой нарушение прав государственного органа либо прав гражданина, либо арифметическую ошибку.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе УСЗН по г.Новоалтайску, а также на то, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением о признании действий управления незаконными, предусмотренный ст.256 ГПУ РФ. Момент времени, когда Рудмин В.С. узнал о нарушении своих прав, судом не устанавливался.
В письменных возражениях прокурор г. Новоалтайска просил апелляционную жалобу Главалтайсоцзащиты и Управления социальной защите населения по г. Новоалтайску оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
В суде апелляционной инстанции прокурор Текутьева Я.В. полагала, что жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Согласно статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В силу ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а не социальной нормы.
Указанные нормативы на территории г.Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08.10.2008 N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
В соответствии с Приложением N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу п.п. 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" предусмотрено, что учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, ч.ч. 1, 9 ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пп. 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
В силу п. 27 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Судом первой инстанции установлено, что Рудмин В.С. является реабилитированным лицом, что подтверждено документально, проживает в квартире с семьей, состоящей из трех человек, расположенной по адресу: "адрес" , ему с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения Рудмина В.С. является МУП г. Новоалтайска "НТС".
В силу п.п. 2.1., 2.2.Соглашения об информационном обмене N 45 от 12 августа 2010 года с Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, суммы льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП г. Новоалтайска "НТС" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Согласно решению от ДД.ММ.ГГ Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску Рудмину В.С. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот- ДД.ММ.ГГ . В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных.
Размер общей площади жилого помещения составляет 56,3 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и договором на оказание услуг по теплоснабжению.
Из представленных МУП г. Новоалтайска "НТС" выписок по лицевому счету абонента Рудмина В.С. , следует, что в период с декабря 2010 по июль 2012 льгота по отоплению предоставлялась ему в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление. Согласно данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" общая площадь квартиры указана в размере 56,3 кв.м., с ДД.ММ.ГГ , код льготы указан 531 - "реабилитированный", а размер льготной площади по отоплению составляет 54,00 кв.м.
Из сообщения начальника Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску на имя прокурора города *** от ДД.ММ.ГГ следует, что в указанный период времени льгота истцу предоставлялась, исходя из льготной площади- 54 кв.м.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что Рудмин В.С. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ему льгота в спорный период времени предоставлялась не в полном объеме, поскольку компенсация за оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна была назначаться и рассчитываться исходя из общей площади принадлежащей ему на праве собственности жилого помещения в 56,3 кв.м., обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором расчета компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из площади жилого помещения 54 кв.м., в то время как общая площадь принадлежащего истцу жилого помещения составляет 56,3 кв.м.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно подлежит восстановлению, в связи с чем, доводы жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой нарушения прав госоргана или гражданина, либо арифметическую ошибку, признаются не состоятельными, ввиду вероятности такого нарушения либо ошибки. Защите подлежит только нарушенное право.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора. Исковое заявление содержит требование о признании незаконными действий муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету, о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора не нарушена.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации не влияет на законность решения ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Также не может быть принят во внимание и довод жалобы о пропуске истцом срока обращения за защитой нарушенного права, поскольку указанное исковое заявление подано в общем порядке, а не в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, предусмотренные ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроки, в данном случае применению не подлежат, а довод жалобы основан на неверном толковании норм процессуального права.
При этом судебная коллегия учитывает, что ответчиком таких ходатайств при рассмотрении спора по существу не заявлялось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.