Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Александровой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Быстроистокском районе Алтайского края на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 30 января 2014 года по делу
по иску Юдаковой Н. Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Быстроистокском районе о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии недействительным, возложении обязанности включения периодов в специальный стаж и назначении трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Юдакова Н.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Быстроистокском районе Алтайского края (далее ГУ УПФР в Быстроистокском районе) о включении в специальный стаж периодов и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска ссылается на то, что ее стаж педагогической деятельности составил более 25 лет, в связи с чем ДД.ММ.ГГ ею подано заявление ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако решением *** от ДД.ММ.ГГ в назначении досрочной пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности педагогического стажа, при этом ответчиком засчитано в специальный стаж 24 года 11 месяцев 09 дней, не засчитан период ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ . Просит обязать ответчика включить в специальный стаж указанный период курсов повышения квалификации и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГ , взыскать с ответчика расходы по госпошлине "данные изъяты" рублей.
Решением Быстроистокского районного суда Алтайского края от 30.01.2014 исковые требования Юдаковой Н.Б. удовлетворены.
За Юдаковой Н.Б. признано право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года и возложена обязанность на ГУ УПФ РФ в Быстроистокском районе Алтайского края назначить трудовую пенсию по старости с 01.10.2013.
Возложена обязанность на ГУ УПФ РФ в Быстроистокском районе Алтайского края включить период трудовой деятельности Юдаковой Н. Б. в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в должности учителя изобразительного искусства и музыки в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии ранее достижения установленного возраста.
Взысканы в пользу Юдаковой Н.Б. с ГУ УПФ РФ в Быстроистокском районе Алтайского края судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в сумме "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ , ссылаясь на то, что стаж педагогической деятельности с учетом курсов повышения квалификации на дату обращения ДД.ММ.ГГ Юдаковой Н.Б. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, составил 24 года 11 месяцев 27 дней, соответственно право на досрочную трудовую пенсию по старости у Юдаковой Н.Б. наступает ДД.ММ.ГГ .
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела усматривается, что Юдакова Н.Б. ДД.ММ.ГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в Быстроистокском районе Алтайского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии УПФ РФ в Быстроистокском районе Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Юдаковой Н.Б. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. В специальный трудовой стаж истицы не зачтен период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Разрешая требования Юдаковой Н.Б. о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд пришел к правильному выводу, что спорный период подлежит включению в педагогический стаж истицы.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что Юдакова Н.Б. в период осуществления педагогической деятельности в МБОУ "Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа" находилась на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , что подтверждается приказом *** от ДД.ММ.ГГ , справкой уточняющей стаж работы в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д.18).
Как предусмотрено пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Более того, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для педагогических работников. Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный период курсов повышения квалификации подлежит включению в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, который сделан судом исходя из фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Решением об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии *** от ДД.ММ.ГГ педагогический стаж на дату обращения ДД.ММ.ГГ установлен 24 года 11 месяцев 09 дней без учета периода нахождения Юдаковой Н.Б. на курсах повышения квалификации.
Поскольку количество дней нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ составило 20 дней, то на ДД.ММ.ГГ педагогический стаж работы истца составит 24 года 11 месяцев 29 дней.
Таким образом, с учетом указанного периода нахождения на курсах, требуемый 25 - летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, возникает, как правильно указал суд первой инстанции, с ДД.ММ.ГГ , с учетом того, что истица продолжает работать в прежней педагогической должности.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы ответчика судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Быстроистокском районе Алтайского края на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 30 января 2014 года - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.