Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации " ... " района г. Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 03 февраля 2014 года по делу по заявлению Гулаковой Н. Г. об оспаривании постановления администрации " ... " района г. Барнаула.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гулакова Н.Г. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления администрации " ... " района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ , которым она снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязании восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указала, что решением " ... " районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ был признан незаконным отказ администрации " ... " района г. Барнаула в постановке Гулаковой Н.Г. на учет для получения жилищных субсидий в качестве гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и на данный орган возложена обязанность разрешить заявление Гулаковой Н.Г. по существу. Постановлением администрации " ... " района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ Гулакова Н.Г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а оспариваемым постановлением снята с учета с указанием на то, что на дату принятия на учет не истек пятилетний срок прекращения права собственности на жилые помещения, расположенные по "адрес" , а также по "адрес" . До вынесения оспариваемого постановления письмом от ДД.ММ.ГГ *** администрация запросила у Гулаковой Н.Г. соответствующий пакет документов, указав срок исполнения - до ДД.ММ.ГГ . Однако данное письмо было направлено заявителю только ДД.ММ.ГГ , в связи с чем отсутствовала объективная возможность исполнить требования администрации и предотвратить последовавшие негативные последствия в виде снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 03 февраля 2014 года заявление Гулаковой Н.Г. удовлетворено частично.
Признано незаконным постановление администрации " ... " района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** "О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Гулаковой Н.Г. и отмене постановления администрации " ... " района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** ".
В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация " ... " района г. Барнаула просит решение суда отменить с принятием нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что заявителем не соблюден досудебный порядок обжалования действий органа местного самоуправления; суд не учел, что при постановке на учет заявитель фактически скрыла факт наличия у нее вышеназванного недвижимого имущества и не могла быть поставлена на учет среди нуждающихся, а в силу п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. ДД.ММ.ГГ заявителю было предложено пройти перерегистрацию и до ДД.ММ.ГГ предоставить следующие документы: выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета, правоустанавливающий документ на жилое помещение, копии договоров купли-продажи вышеназванных жилых помещений, однако в установленный срок запрошенные документы представлены не были.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя администрации " ... " района г. Барнаула Прилепскую Ю.А. , настаивавшую на удовлетворении жалобы, заявителя Гулакову Н.А. , полагавшую, что решение суда является законным, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемое постановление не соответствует закону, нарушает права заявителя.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно ст.1 настоящего Федерального закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" ( далее - Закон N115-ЗС).
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением " ... " районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ был признан незаконным отказ администрации " ... " района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ . в постановке на учет Гулаковой Н.Г. для получения жилищных субсидий в качестве гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На администрацию " ... " района г. Барнаула возложена обязанность разрешить по существу заявление Гулаковой Н.Г.
Письмом от ДД.ММ.ГГ . администрацией " ... " района г. Барнаула было предложено Гулаковой Н.Г. в целях рассмотрения ее вопроса о постановке на учет представить в срок до ДД.ММ.ГГ документы, подтверждающие прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГ ., продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера, отсутствие жилья в других регионах РФ и подтверждение того, что она не получала субсидию на приобретение жилья.
ДД.ММ.ГГ Гулаковой Н.Г. в администрацию " ... " района г.Барнаула было подано заявление, в котором она указала, что не имеет жилья и не получала его в других регионах РФ как работник Крайнего Севера, также не получала субсидию на приобретение жилья; проживала в "адрес" края до " ... " .
В представленных материалах учетного дела имеется копия трудовой книжки Гулаковой Н.Г. , сведения о регистрации по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в "адрес" (студенческое общежитие), а также справка филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ об отсутствии у Гулаковой Н.Г. в собственности жилых помещении за последние пять лет, справка ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю об отсутствии у заявителя земельных участков.
Постановлением администрации " ... " района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ . *** Гулакова Н.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации " ... " района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ . *** указанное постановление отменено, Гулакова Н.Г. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что на дату принятия на учет не истек пятилетний срок прекращения права собственности на жилые помещения, расположенные по "адрес" , общей площадью " ... " кв.м, а также по "адрес" , общей площадью " ... " кв.м.
В качестве правового основания снятия с учета указаны ст. 53, п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно положений статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ Гулаковой Н.Г. на основании договора купли- продажи были отчуждены земельный участок и жилой дом общей площадью " ... " кв.м., расположенные по адресу: "адрес" (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГ года).
Кроме того, ДД.ММ.ГГ в ЕГРП зарегистрировано прекращение права собственности Гулаковой Н.Г. на однокомнатную квартиру, площадью " ... " кв.м., расположенную по адресу: "адрес" .
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как видно из анализа приведенной нормы она содержит два основания для снятия гражданина с учета нуждающихся в жилье, при этом конкретное основание в оспариваемом постановлении не приведено.
Согласно позиции представителя заинтересованного лица, выраженной в предварительном судебном заседании и в апелляционной жалобе, Гулакова Н.Г. снята с учета, так как она скрыла факт наличия у неё недвижимого имущества, что в представленных ею документах были выявлены несоответствия.
Законом N115-ЗС (в редакции, действовавшей на момент постановки Гулаковой Н.Г. на учет нуждающихся) предусматривалось, что к заявлению о принятии на учет прилагаются:
1) копия паспорта гражданина Российской Федерации заявителя и членов его семьи или копии документов, заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации;
2) копия документа, подтверждающего по предусмотренным законодательством основаниям жилищные права на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи;
3) выписка из домовой книги по месту жительства заявителя и членов его семьи;
4) копии документов, подтверждающих состав семьи;
5) справка из организации, уполномоченной осуществлять учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;
6) справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления;
7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральными законами (ст.4).
Из материалов учетного дела Гулаковой Н.Г. усматривается, что справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления, не была представлена, вместе с тем, уполномоченным органом заявителю не было предложено представить недостающий документ.
Представление документов не в полном объеме не означает наличие в них сведений, не соответствующих действительности, а может лишь свидетельствовать об отсутствии каких-либо требуемых для постановки на учет сведений о заявителе, о принадлежащих либо принадлежавших ему объектах недвижимости.
Таким образом, правовое основание для снятия с учета, на которое ссылался представитель заинтересованного лица, не нашло своего подтверждения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части не принимаются во внимание.
Судом обоснованно указано, что при принятии Гулаковой Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также в последующем при подаче заявителем в " ... " и " ... " годах заявлений на включение в программу обеспечения жильем, администрация " ... " района г. Барнаула не посчитала представленные заявителем документы ненадлежащими или недостаточными, не выявила в них противоречивую или не соответствующую действительности информацию.
При этом пятилетний срок со дня совершения заявителем сделок купли - продажи объектов недвижимости истек ДД.ММ.ГГ года.
При указанных обстоятельствах решение от ДД.ММ.ГГ о снятии Гулаковой Н.Г. с учета нуждающихся по указанным в нем основаниям не может быть признано законным и обоснованным.
Данное решение препятствует Гулаковой Н.Г. в реализации её права на улучшение жилищных условий.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил требования заявителя о признании оспариваемого постановления администрации " ... " района г. Барнаула незаконным.
Довод жалобы о том, что заявителем не соблюден досудебный порядок обжалования действий органа местного самоуправления, является несостоятельным, поскольку не основан на законе.
Ссылка в жалобе на то, что ДД.ММ.ГГ заявителю было предложено пройти перерегистрацию и до ДД.ММ.ГГ представить документы, в том числе копии договоров продажи жилых помещений, было разъяснено, что в случае их непредставления будет рассмотрен вопрос о снятии с учета, однако запрошенные документы представлены не были, не может быть принята во внимание, поскольку в оспариваемом постановлении непредставление заявителем документов, запрошенных у него в ДД.ММ.ГГ , не указано в качестве фактических обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в решении суда, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации " ... " района г. Барнаула Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 03 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.