Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Бусиной Н.В., Блинова В.А.
при секретаре Петровой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Сидоровой Н. С. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 ноября 2013 года по делу по иску Сидоровой Н. С. к администрации Октябрьского района г.Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании незаконным постановления в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признании не утратившей право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, возложение обязанности,
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидорова Н.С. обратилась в суд с иском к администрации Алтайского края, администрации "адрес" о признании незаконным снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете и возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований истец указала на то, что в 1992 году на основании постановления администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ , путевки N *** , выданной ДД.ММ.ГГ . ГУ народного образования "адрес" исполкома Министерства народного образования РСФСР, истец была принята на полное государственное обеспечение и определена в Горняцкий детский дом. Продолжая находиться на полном государственном обеспечении в "данные изъяты" .г. она обучалась в Государственном учреждении начального профессионального образования - Профессиональное училище *** "адрес" . В связи с окончанием обучения и получением диплома с ДД.ММ.ГГ . она прекратила проживание в общежитии данного учебного заведения по адресу: "адрес" . По достижении 18 летнего возраста на основании поданного заявления была принята на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в предоставлении жилого помещения.
В феврале 2013 года истец получила письмо от администрации "адрес" N *** от ДД.ММ.ГГ . о том, что постановлением *** от ДД.ММ.ГГ . она была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. До получения упомянутого письма, она не имела никакой информации о том, что в "данные изъяты" года было произведено снятие ее с учета.
Выезд за пределы "адрес" в "данные изъяты" году действительно имел место, но он носил вынужденный характер, обусловленный бездействием уполномоченного государственного органа в части предоставления жилого помещения. После рождения ребенка ДД.ММ.ГГ . она не имела жилого помещения, поэтому была вынуждена временно проживать у родственников и знакомых. В "данные изъяты" году родители отца ребенка - мужа Сидорова А.Б. дали ему согласие на временное проживание ее с ребенком в принадлежащем им жилом доме по адресу: "адрес" . Родители мужа являются собственниками жилого дома площадью 47,4 кв.м, где в настоящее время проживают 4 человека. В связи с вынужденностью и временностью переезда, истец не подавала заявления о снятии с учета, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту постановки на данный учет и заявления о принятии на учет в "адрес" . Поэтому по настоящее время не утрачены предусмотренные законом основания для нахождения на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения. По указанным основаниям полагает постановление администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ . незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного Постановлением администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ ., уполномоченным органом Алтайского края на предоставление помещений является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Просила признать незаконным постановление администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ . в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию "адрес" восстановить ее на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию Алтайского края предоставить ей жилое помещение, отвечающее требованиям, установленным законом для помещений, предоставляемых нуждающимся лицам из числа детей-сирот.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования, заявив требования к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации "адрес" . Просила признать незаконным постановление администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ . в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признать не утратившей право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, как лицо из числа детей-сирот; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства восстановить на регистрационном учете, включив в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства во внеочередном порядке предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее требованиям, установленным законом для помещений, предоставляемых нуждающимся из числа детей-сирот.
Судом произведена замена ответчика администрации Алтайского края на надлежащего ответчика Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Определением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 17.07.2013г. настоящее дело передано по подсудности в Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05.11.2013г. исковые требования Сидоровой Н.С. к администрации Октябрьского района г.Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании незаконным постановления в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признании не утратившей право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, возложении обязанности, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Сидорова Н.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на положения ст.ст.30-32 Жилищного кодекса РСФСР, п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и указывает, что суд не дал надлежащую оценку тем фактам, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГ . в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, местом жительства истца является и Алтайский край и Беловский городской округ. В собственности истца нет жилого помещения.
В суде апелляционной инстанции истец Сидорова Н.С. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в деле адресам, в заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки в известность коллегию не поставили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку их неявка в силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Сидорову Н.С. , судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.32 Жилищного кодекса РСФСР, п.3 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что Сидорова Н.С. с "данные изъяты" года фактически выехала с территории Алтайского края, поэтому постановление администрации Октябрьского района г.Барнаула о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с переездом на место жительства в другое муниципальное образование является законным.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ . и в настоящее время Сидорова Н.С. не значится зарегистрированной в Алтайском крае; доказательств письменных обращений истца в администрацию, предоставления ответчику необходимых документов и сведений о смене места жительства, истцом не представлено. Сидорова Н.С. длительный период времени с "данные изъяты" года не обращалась к ответчику в целях выяснения обстоятельств нахождения на учете, поэтому выезд истца в другое муниципальное образование не носит вынужденный характер, снятие истца с учета по месту жительства в Алтайском крае не является формальным.
Между тем, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случае выезда на другое постоянное место жительства.
В силу подп.3 п.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Общие принципы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет Федеральный закон от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Положения указанного Закона распространяются: на детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; а также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (Преамбула и ст.1 Закона).
Исходя из содержания указанных выше положений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Сам по себе факт такого учета означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие,- реализации его права на предоставление жилого помещения.
Указанные выше лица выделены в Жилищном кодексе РФ (до 01.01.2013г.) не только в целях обеспечения жильем во внеочередном порядке, но и как особая категория, общее право которой получить жилое помещение по договору социального найма закрепляется Федеральным законом. Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ . Хватнева Л.П. лишена родительских прав в отношении Хватневой Н.С. (л.д.13).
Сведения об отце Хватневой ( Сидорова ) Н.С. в материалах дела отсутствуют (л.д.11).
Хватнева Н.С. воспитывалась в детских домах с ДД.ММ.ГГ ., в период с ДД.ММ.ГГ . находилась в детском доме на полном государственном обеспечении при ПУ-13 "адрес" . В период обучения она проживала и была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГ . в комнате общежития ПУ- "данные изъяты" по адресу: "адрес" (л.д.18, 35, 36, 78). Какое-либо жилое помещение и имущество за Хватневой Н.С. не закреплялось, наследство не значилось (л.д.12, 35).
ДД.ММ.ГГ . Хватнева Н.С. обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о принятии на учет по обеспечению жилой площадью составом семьи 1 чел. (л.д.33).
На основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ . *** Хватнева Н.С. поставлена на учет по обеспечению жилой площадью на общую очередь под N "данные изъяты" на льготную среди воспитанников детского дома под N "данные изъяты" , о чем ей было направлено письмо от ДД.ММ.ГГ . N "данные изъяты" . В информационном письме также указано, что производится перерегистрация списков очередности ежегодно с 1 января до 01 марта, сверка очереди - 01 апреля.
ДД.ММ.ГГ . у Хватневой Н.С. родился ребенок в "адрес" .
ДД.ММ.ГГ . отделом ЗАГС администрации "адрес" между Хватневой Н.С. и Сидоровым А.В. заключен брак, после которого Хватневой Н.С. присвоена фамилия Сидорова (л.д.48).
С ДД.ММ.ГГ . по ДД.ММ.ГГ . Хватнева ( Сидорова ) Н.С. была зарегистрирована в "адрес" в "адрес" .
С ДД.ММ.ГГ . Сидорова Н.С. вновь зарегистрирована в "адрес" в "адрес" .
С 2000 года, с ДД.ММ.ГГ . по ДД.ММ.ГГ . Сидорова (Хватнева) Н.С. проживала в доме, принадлежащем ее дедушке, умершему в 1998 году, по адресу: "адрес" , что подтверждается выписками из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГ , от ДД.ММ.ГГ (л.д.31-32), имела временную регистрацию.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права жилой "адрес" , расположенный по "адрес" в "адрес" принадлежит на праве долевой собственности (1/6 доли) Сидоровой В.Ф. (матери супруга истца).
Согласно справки ДФГУП "Барнаульский центр технической инвентаризации и учета объектов недвижимости" от ДД.ММ.ГГ . Сидорова Н.С. не имеет жилых строений и помещений (л.д.28).
По информации Департамента строительства "адрес" от ДД.ММ.ГГ . Сидоровой Н.С. жилые помещения жилищного фонда "адрес" , а также долгосрочные целевые займы и социальные выплаты из областного бюджета не предоставлялись (л.д.87-88).
Администрация Беловского городского округа "адрес" на запрос суда сообщила, что Сидорова Н.С. в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации Беловского городского округа не значится, в установленном порядке не обращалась, жилое помещение по договору социального найма, либо в собственность, либо денежная компенсация для приобретения в собственность жилого помещения не предоставлялось (л.д.90). Сидорова Н.С. в "адрес" и "адрес" не числится собственником домовладений (л.д.47, 95).
ДД.ММ.ГГ администрацией "адрес" направлено письмо за *** Сидоровой Н.С. по адресу: "адрес" , о предоставлении необходимых документов по перечню для сохранения очереди (л.д.27). Письмо аналогичного содержания также направлено Сидоровой Н.С. по тому же адресу в 2007 году (л.д.26).
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ . N "данные изъяты" , Сидорова Н.С. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет до ДД.ММ.ГГ г., в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
ДД.ММ.ГГ . Сидоровой Н.С. направлено письмо по адресу: "адрес" о том, что постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ . *** она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях. Сведений о получении указанных выше писем Сидоровой Н.С. материалы дела не содержат.
По просьбе истца письмом от ДД.ММ.ГГ . администрацией "адрес" были сообщены сведения о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе судебного разбирательства, допрошенный в качестве свидетеля, супруг истца Сидоров А.В. пояснил, что после рождения сына расходы увеличились, поскольку собственного жилья не имели, то пришлось переехать в "адрес" к его родителям. Планировали проживать временно до того момента когда будет предоставлено жилье супруге в "адрес" .
Свидетель Дубро Т.Н. пояснила суду, что является родной сестрой истцу, сестра выехала в "адрес" в целях рождения ребенка, так как в "адрес" ей негде было проживать. Жилье по адресу "адрес" , принадлежало ей по наследству после смерти деда, так как именно она фактически приняла наследство, сестра в этот период времени находилась в детском доме, поэтому не могла принять наследство, в ДД.ММ.ГГ . дом был продан.
Указанные свидетели в ходе судебного разбирательства также подтвердили то, что письма из администрации "адрес" о снятии истца с учета не получали.
Истец Сидорова Н.С. в суде апелляционной инстанции пояснила, что после окончания училища ей негде было жить, она приходила в администрацию просила выделить ей хотя бы койко-место в общежитии, где она проживала во время учебы, но ей говорили, чтобы ждите своей очереди, жилое помещение будет предоставлено. Они с будущим супругом снимали жилье, проживали у знакомых. После рождения ребенка она вновь приходила в администрацию и говорила, что ей негде жить, так как по месту регистрации проживает сестра с семьей и дядя освободившийся из мест лишения свободы, собственник дома (дедушка) умер. Жить по месту временной регистрации невозможно, в ДД.ММ.ГГ дом дедушки был продан наследниками.
Таким образом, из представленных сторонами доказательств усматривается, что Хватнева ( Сидорова ) Н.С. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, она воспитывалась в детском доме и находилась на полном государственном обеспечении. До достижения 23-летнего возраста ( ДД.ММ.ГГ .) истец обратилась в "адрес" по месту своего временного проживания в общежитии, в администрацию "адрес" с заявлением о принятии ее на учет по обеспечению жилой площадью. Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ . *** Хватнева Н.С. поставлена на учет по обеспечению жилой площадью на льготную очередь среди воспитанников детского дома под *** (общую очередь под N *** ), то есть была включена в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
Судебная коллегия приходит к выводу, что изменение места жительства Сидоровой (Хватневой) Н.С. носило вынужденный характер, поскольку после окончания пребывания в детском доме, обучения в образовательном учреждении и постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сидорова (Хватнева) Н.С. в "адрес" не получила вне очереди положенное ей жилье по договору социального найма и не имела собственного, родила ребенка. В результате выезда в "адрес" истец также не приобрела там собственного жилья и постоянного места жительства, она со своей семьей проживала у родителей мужа временно и планировала вернуться в "адрес" после предоставления жилья.
"адрес" в силу ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации не доказала суду характер выезда Сидровой Н.С. на постоянное место жительства и приобретения ею право пользования жилым помещением в "адрес" . При снятии истца с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ответчик проверил только наличие регистрации истца в "адрес" и не затребовал сведения о праве Сидоровой Н.С. на жилое помещение по месту регистрации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ . *** о снятии Сидоровой Н.С. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет до 01.03.2005г., по формальному основанию в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование, нарушает права истца, в связи с чем, оно подлежит отмене в указанной части.
Истец на момент постановки на учет не имела какой-либо жилой площади, в соответствии с указанными выше нормами материального права не была обеспечена жилой площадью. В настоящее время истец также не является лицом, обеспеченным жилой площадью по нормам жилищного законодательства, так как не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.
С 01.01.2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно ст.4 этого закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 2112.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции указанного выше закона), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Часть 9 ст.8 указанного Закона предусматривает, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
До 01.01.2013г. право истца на обеспечение жилым помещением не было реализовано, следовательно, при разрешении спора подлежат применению нормы Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действующие с 01.01.2013г.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением администрации Алтайского края от 27.12.2012г. N736.
Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.5 Порядка формирование и ведение Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Статья 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" предусматривает, что норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.13г. N120-О, новый порядок жилищного обеспечения предполагает предоставление жилого помещения только льготнику из расчета нормы предоставления на него.
Таким образом, истец в настоящее время имеет право на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения по Закону N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории "адрес" .
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Сидоровой Н. С. удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 ноября 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Сидоровой Н. С. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Октябрьского района г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ в части снятия Сидоровой Н. С. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятых на учет до ДД.ММ.ГГ , общая очередь, льготная среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству включить Сидорову Н. С. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Алтайского края.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Сидоровой Н. С. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г.Барнаул в размере 33 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.