Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Блинова В.А., Новоселовой Е.Г.
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года по делу по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах К.М.А к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет расходов на оплату коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новоалтайска обратился в суд в интересах К.М.А с иском к Управлению соцзащиты населения по г.Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска "НТС" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за отопление.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что К.М.А зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес" , общей площадью 43,5 кв.м.; является лицом, признанным в установленном порядке реабилитированным, в связи с чем ему предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, предусмотренная Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ФЗ "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий". В соответствии с законодательством, действовавшем в период до 24.07.2012, реабилитированным лицам предоставлялись меры социальной поддержки на оплату за отопление в размере 50% расходов в пределах установленных нормативов потребления данной коммунальной услуги. Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо и члены его семьи. В соответствии с законом и правилами определения и выплаты размера компенсации расчет компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально. Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии, в том числе, указывает сведения о льготополучателе, площади жилого помещения, по которой предоставляется льгота. Между тем, согласно информации органа социальной защиты населения, К.М.А в период с декабря 2010г. по июль 2012 г. расчет компенсации расходов на оплату услуги отопление производился из расчета 50% от начисленной суммы исходя из социальной нормы площади жилья, а не от общей площади отапливаемого помещения.
С учетом уточнения требований, прокурор г.Новоалтайска просил признать незаконными действия МУП "НТС" по расчету К.М.А компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% за период с 10.12.2010 по 23.07.2012 исходя из площади 33 кв.м. Возложить на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения 43,5 кв.м. за указанный период. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате К.М.А компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Возложить на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску обязанность по выплате К.М.А разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного в результате перерасчета.
Решением Новоалтайского городского суда от 28 января 2014 года исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету К.М.А компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с 10.12.2010 по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения.
На МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет К.М.А денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - 43,5 кв.м, за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате К.М.А компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
На Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести К.М.А выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Взыскана с МУП г.Новоалтайска "НТС" в местный бюджет государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая, что при предъявлении прокурором исковых требований им не была проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не были приведены доказательства, указывающие на неправильность расчетов, исходя из которых управлением была выплачена компенсация. Только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованы требования о том, имеется ли задолженность в каком размере. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и, соответственно, нарушение прав государственного органа либо граждан. С учетом анализа правильности произведенных расчетов, следовало определить сумму задолженности и в случае, если она будет менее 50 000 рублей, передать дело на рассмотрение мирового судьи. Кроме того, истцом был пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд для обжалования действий органа власти, поскольку о нарушении своих прав истцу стало известно при получении компенсации в меньшем размере уже в январе 2011г.
В апелляционной жалобе Управление соцзащиты населения по г.Новоалтайску просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, изложенным в жалобе третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Б. , возражавшей против отмены решения суда, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Алтайского края, имеющим свидетельства установленного образца.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
Порядок определения размера названных компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".
В соответствии с данными Правилами компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания либо по месту его фактического проживания.
Орган социальной защиты населения осуществляет учет льготополучателей и формирует реестр получателей компенсации на основании необходимых документов и сведений сегментов федерального и краевого регистров лиц, имеющих право на государственную социальную помощь. Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес.
Согласно пунктам 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома в спорный период определялся из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
Разрешая спор, суд установил, что К.М.А является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством *** от (дата) , зарегистрирован и проживает в квартире по адресу "адрес" , общей площадью 43,5 согласно техническому паспорту на жилое помещение.
Решением Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску с (дата) истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из общей площади квартиры 43,5 кв.м. Однако фактически льгота по отоплению предоставлялась исходя из площади жилья 33 кв.м, в соответствии с данными, которые были представлены ресурсоснабжающей организации Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску
Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения, принадлежащего истцу, является МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети", что подтверждается договором на оказание услуг по теплоснабжению.
МУП г.Новоалтайска "НТС" производит расчет компенсации расходов по отоплению на основании заключенного с Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску соглашения *** от (дата) об информационном обмене.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льгот по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом К.М.А недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Обстоятельства, свидетельствующие о не неправильном исчислении МУП г.Новоалтайска "НТС" денежного эквивалента возмещения расходов по отоплению, исходя из представленных ей данных, судом не было установлено. Поэтому доводы жалоб о наличии вины МУП г.Новоалтайска "НТС" в нарушении прав истца, о неправильном производстве расчета компенсации расходов по отоплению и выводы суда о наличии такой вины не соответствуют материалам дела. Однако постановленное по делу решение, в данной части и в части взыскания с него государственной пошлины ответчиком МУП г.Новоалтайска "НТС" не обжаловано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии вины Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску в неполной выплате истцу компенсации по оплате за отопление, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поэтому доводы жалоб о том, что вина Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску в невыплате истцу мер социальной поддержки отсутствует, не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным судом.
Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, что не восстанавливает нарушенных прав и делает решение неисполнимым, так как неопределенность решения в части размера выплат может вновь повлечь неправильное их начисление и возникновение спора, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку в таком случае истец и прокурор, в его интересах, будут иметь возможность вновь обратиться в суд с подобными исками. Кроме того, при разрешении данного дела суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права истца на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате отопления в спорный период, в связи с чем, при повторном рассмотрении подобных исков установление этих обстоятельств уже не потребуется.
Таким образом, то, что решением суда не произведено взыскание недоплаченной суммы, а лишь возложена на компетентные органы обязанность произвести перерасчёт суммы компенсации и выплатить её в соответствии с результатами перерасчета в полном размере не противоречит действовавшим на момент вынесения решения нормативными актами и не может служить основанием к отмене решения.
Поскольку прокурором были заявлены не только требования о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату компенсации по оплате за отопление, но и требование о признании действий Управления социальной защиты населения о неполной выплате незаконными, а рассмотрение требований в этой части подсудно районному суду, то доводы жалобы относительно того, что спор разрешен с нарушением закона о подсудности, подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о пропуске установленного ч.1 ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий Управления не могут быть приняты во внимание, поскольку последствия пропуска срока на обращение в суд применяются по заявлению стороны в деле, а третье лица стороной в деле не является. Кроме того, спор о праве истца на получение социальных выплат отсутствует. Иск заявлен о выплате недоплаченной суммы выплат и судом разрешен спор о взыскании недоплаченной суммы социальной выплаты по правилам и в сроки искового производства, в связи с чем, положения закона, регулирующие порядок и сроки оспаривания действий органов власти не подлежит применению.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Шторхунова М.В. Дело N 33-2681/14
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.