Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г.Барнаула на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 23 октября 2013 года по делу
по иску Смоленцевой Г. И. в интересах С.А.В. к администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смоленцева Г.И. обратилась в суд в интересах С.А.В. с иском к администрации Индустриального района г.Барнаула о возложении обязанности представить вне очереди С.А.В. в связи с тяжелой формой заболевания жилое помещение по договору социального найма согласно санитарным нормам, предусмотренным законодательством.
В обоснование требований указала, что С.А.В. , ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом по заболеванию, код которого N входит в перечень *** , проживает по адресу "адрес" , с ДД.ММ.ГГ состоит на льготной очереди по улучшению жилищных условий по группе " *** " - *** , с которыми совместное проживание невозможно, однако С.А.В. жилье не предоставляется. В настоящее время состояние здоровья С.В.И. - отца С.А.В. , проживающего совместно с ним в одной квартире и являющегося инвалидом *** группы по общему заболеванию, значительно ухудшилось, он парализован и не может проживать совместно со С.А.В.
При рассмотрении дела истец дважды уточняла требования, впоследствии предъявив их к ответчикам: управлению жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, и просила обязать надлежащих ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 23 октября 2013г. исковые требования Смоленцевой Г.И. в интересах С.А.В. удовлетворены частично.
На администрацию г.Барнаула возложена обязанность распределить администрации Индустриального района г.Барнаула для предоставления С.А.В. и членам его семьи вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте "адрес" , в размере не менее *** кв.м. общей площади.
На администрацию Индустриального района г.Барнаула возложена обязанность предоставить по договору социального найма распределенное администрацией г.Барнаула жилое помещение С.А.В. и членам его семьи.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г.Барнаула просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Ссылается на то, что обеспечению жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда подлежат только граждане, которые в установленном порядке приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом, осуществление полномочий по принятию граждан на учет автоматически не возлагает на органы местного самоуправления обязанности обеспечивать всех таких граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда, поскольку для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо одновременно признание гражданина не только нуждающимся в жилом помещении, но еще и малоимущим, вместе с тем, С.А.В. таковым не признавался и на учет не принимался.
Суд необоснованно возложил на администрацию г.Барнаула обязанность по обеспечению С.А.В. жилым помещением, при этом не учел, что в настоящее время на территории Алтайского края отсутствует надлежащее правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений инвалидам, страдающим хроническими заболеваниями, дающими право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, вместе с тем, статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, в том числе страдающих хроническими заболеваниями, вставших на учет до 01 января 2005 г., является расходным обязательством Российской Федерации, а непосредственно полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, средства на реализацию мер социальной поддержки предусматриваются в составе федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В то же время, в п. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006г. N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется только в форме субсидий, т.е. денежных средств, таким образом, органы местного самоуправления не обеспечивают жилыми помещениями инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями, поскольку соответствующие государственные полномочия и финансирование органам местного самоуправления не передавались. Отсутствие надлежащего правового регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями ввиду бездействия органов государственной власти Алтайского края не может служить основанием для возложения ответственности на органы местного самоуправления. При принятии обжалуемого решения судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости соблюдении прав граждан, приобретенных ими до внесения изменений в ранее установленные правила предоставления населению льгот и компенсаций.
Апеллятор обращает внимание, что решение суда содержит противоречивые выводы, поскольку в нем одновременно указано на то, что Закон Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" в настоящее время не регулирует отношения, связанные с предоставлением жилых помещений инвалидам, в то же время судом применяются положения данного Закона, касающиеся нормы предоставления жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека. При этом, суд не учел, что данная норма установлена для предоставления жилых помещений краевого жилищного фонда, в связи с чем обязанность по предоставлению жилых помещений инвалидам должна быть возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае Алтайского края. Кроме того, суд не учел сложившуюся в крае судебную практику по данной категории дел.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Смоленцева Г.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков администрации г.Барнаула Безбородова Е.Л. и администрации Индустриального района г.Барнаула Молчанова О.А. поддержали доводы жалобы, истец Смоленцева Г.И., представители Главалтайсоцзащиты Котляр Р.С. и УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула Сизова Г.Д. просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что С.А.В. страдает *** заболеванием (код N ), которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006г. N 378 (далее - Перечень).
На основании постановления администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ г. N С.А.В. в лице его законного представителя Смоленцевой Г.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи из двух человек, порядковый номер в общей очереди на момент постановки был N , по льготной категории группы " *** " - N N , по категории как инвалид с детства - N (т. 1 л.д. 7).
Смоленцева Г.И. и С.А.В. с ДД.ММ.ГГ г. зарегистрированы и проживают в квартире "адрес" переданной им в собственность в порядке приватизации по договору от ДД.ММ.ГГ , право собственности на квартиру общей площадью *** кв.м. зарегистрировано за ними в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГ г. по *** доли за каждым.
Кроме того, в указанной квартире с ДД.ММ.ГГ г. зарегистрирован и проживает бывший супруг Смоленцевой Г.И. и отец С.А.В. - С.В.И. , который в собственности жилых строений и помещений не имеет. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции ДД.ММ.ГГ г. брак Смоленцевых Г.И. и В.И. был зарегистрирован повторно.
Спорные правоотношения возникли до 01 марта 2005г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
По смыслу указанной нормы, на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005г., то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового законодательства (ЖК РФ) о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими, поэтому ссылка в жалобе на то, что для предоставления С.А.В. жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда необходимо признание его малоимущим, противоречит закону, на что обоснованно указано в мотивировочной части решения суда.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч. 7 ст. 57 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у С.А.В. и членов его семьи права на предоставление во внеочередном порядке по договору социального найма в черте "адрес" с учетом права на дополнительную жилую площадь благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее *** кв.м.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, который в апелляционной жалобе не оспаривается.
Доводы жалобы о неправомерном возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма являются обоснованными.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005г., осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
В силу ст. 31 указанного Федерального закона, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены ст. 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими, ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в ст. 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч.ч. 1 и 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-ЗС).
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, которое имеет, в том числе, полномочие по предоставлению отдельным категориям граждан помещения государственного жилищного фонда Алтайского края (п.п. 1.1 и 2.1.18 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 12 августа 2013 г. N 422).
В соответствии с Законом Алтайского края от 11 октября 2012 г. N74-ЗС "О внесении изменения в отдельные закона Алтайского края" признан утратившим силу с 01 января 2013 года п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", согласно которому право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имели иные категории граждан, определенные федеральными законами и (или) законом Алтайского края, к числу которых мог быть отнесен и С.А.В.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влечет за собой возникновение у органов местного самоуправления обязанности предоставить С.А.В. и членам его семьи по договору социального найма жилое помещение из муниципального жилищного фонда, поскольку для возникновения такой обязанности необходимо наделения муниципальных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Нормативно-правовой акт, наделяющий органы местного самоуправления на территории Алтайского края полномочиями по предоставлению жилых помещений (предоставлению мер социальной поддержки в натуральной форме), в настоящее время отсутствует, соответственно, отсутствует и обязанность у органов местного самоуправления по предоставлению гражданам, признанным инвалидами, жилых помещений из муниципального жилищного фонда в целях реализации прав инвалидов на получение жилья.
Кроме того, в силу положений ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
С.А.В. о своем праве заявил до внесения изменений в Закон Алтайского края от 12 декабря 2006г. N136-ЗС, его право осталось не реализованным, а потому не может считаться исполненной обязанность уполномоченного органа Алтайского края по предоставлению жилого помещения.
С учетом изложенного, оценив существующий порядок предоставления жилья в Алтайском крае, судебная коллегия полагает, что надлежащим ответчиком по делу является управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, доводы апелляционной жалобы в указанной части являются обоснованными.
Поскольку управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству привлечено по настоящему дело в качестве соответчика, судебная коллегия отменяет решение суда и принимает новое решение о возложении обязанности по предоставлению С.А.В. с учетом членов его семьи во внеочередном порядке по договору социального найма в черте муниципального образования - "адрес" благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м., на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. В удовлетворении требований к остальным ответчикам по делу следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации г.Барнаула удовлетворить.
Решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 23 октября 2013 года отменить и принять новое решение.
Обязать управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить С.А.В. с учетом членов его семьи во внеочередном порядке по договору социального найма в черте муниципального образования - "адрес" благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м.
В удовлетворении исковых требований к администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула отказать.
Председательствующий:
Судьи:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.