Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.,
при секретаре Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2013 года по делу по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Е.Ю. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
заслушав доклад судьи Еремина В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах Е.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству, заявив требования о возложении обязанности на ответчика предоставить Е.Ю. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г. Барнаула Алтайского края в размере 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что Е.Ю. ДД.ММ.ГГ года рождения, на основании постановления администрации Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ была передана под опеку О.Ф. затем на основании постановления администрации Первомайского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ помещена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, так как ее родители лишены в отношении нее родительских прав.
Постановлением администрации Первомайского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Е.Ю. поставлена на учет на внеочередное получение жилья.
По информации ответчика Е.Ю. внесена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа под номером ***
В силу положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, ст. 17.1 Закона Алтайского края N 136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", в редакции Закона Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗС, положений ст. 109.1 ЖК РФ, Постановления Администрации Алтайского края от 27.12.2012 N 736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей" прокурор полагает, что у ответчика имеется обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору специализированного найма, которая не исполнена.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2013 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Е.Ю. к Управлению Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству удовлетворены. Суд возложил обязанность на Управление Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству предоставить Е.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования г. Барнаула Алтайского края.
Определением суда от 25 февраля 2014 года в связи с реорганизацией ответчика произведена его замена в порядке процессуального правопреемства на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения, принятии нового об отказе в удовлетворении требований. В качестве доводов жалобы указывает на то, что сведения об истице внесены ДД.ММ.ГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждена долгосрочная целевая программа на 2013-2015 годы. За три года действия данной программы планируется обеспечить жилыми помещениями 958 детей-сирот. Жилые помещения указанным лицам будут предоставляться согласно списку, сформированному Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления или после 1 января 2013 года- в управление. Поэтому вывод суда о незамедлительном исполнении решения суда по предоставлению жилого помещения противоречит нормам действующего законодательства и является преждевременным, так как права истца не нарушены. Удовлетворяя исковые требования по внеочередному предоставлению жилья, а не в рамках реализации целевой программы, суд тем самым нарушил права неограниченного круга лиц, включенных ранее истца в Список с даты подачи заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях.
В ходе апелляционного рассмотрения истица и прокурор возражали против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Выслушав истицу и прокурора, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Е.Ю. ДД.ММ.ГГ года рождения, на основании постановления администрации Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ передана под опеку О.Ф. в связи с тем, что мать ребенка отказалась от воспитания, отец находится в розыске.
Родителями Е.Ю. согласно свидетельству о рождении являются Ю.Д. С.В.
Из выписки из решения Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ следует, что фамилия матери истца на дату вынесения решения - А. .
Постановлением администрации Первомайского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Е.Ю. помещена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что ее родители лишены в отношении нее родительских прав, мать С.В. - решением Новоалтайского городского суда ДД.ММ.ГГ , отец Ю.Д. - решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ
Копии указанных решений судов представлены в материалы дела.
Постановлением администрации Первомайского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Е.Ю. поставлена на учет на внеочередное получение жилья.
Из уведомления Е.Ю. от ДД.ММ.ГГ следует, что постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ она принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с составом семьи два человека (заявитель и дочь).
В соответствии с информацией ответчика в прокуратуру Октябрьского района сведения о Е.Ю. . внесены в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органе местного самоуправления, номер истца в списке *** . Жилищный вопрос Е.Ю. будет решаться согласно постановлению администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***
В соответствии с уведомлениями УФРС информация о зарегистрированных правах Е.Ю. на жилые помещения отсутствует.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и до настоящего времени жилое помещение истице предоставлено не было, с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий она в установленном порядке не снималась, имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку истец не была обеспечена жильем до 01 января 2013 года по ранее действовавшему закону, то в настоящее время она имеет право на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях " по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Ранее действовавшим Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, утвержденным Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** было предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем строительства жилых помещений и приобретения их на рынке жилья. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сформированный в соответствии с законом Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС.
В силу статьи 4 закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложена обязанность осуществления учета нуждающихся граждан в получении жилья.
Законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеки и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по закреплению и сохранению за детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей права собственности на жилое помещение или права пользования жилыми помещениям, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договора о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях " по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Часть 9 статьи 8 указанного закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ ""О дополнительных гарантиях " по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакции Закона Алтайского края от 11 октября 2012 г. N74-ЗС) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.5 Порядка формирование и ведение Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Из анализа приведенного законодательства и установленных обстоятельств, оценив предоставленные доказательства в совокупности, с учетом того, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, а социальная поддержка может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, следует, что являются верными выводы суда первой инстанции о том, что истец имеет право на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения
Доводы жалобы ответчика о том, что в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, за три года действия которой планируется обеспечить жильем 958 детей-сирот, судебной коллегией отклоняются. В данном случае реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена Федеральным законом в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Довод жалобы о том, что суд удовлетворил исковые требования по внеочередному предоставлению жилья, отмененное с 01.01.2013г., а не согласно Списку в рамках реализации целевой программы, тем самым нарушил права неограниченного круга лиц, включенных (ранее истца) в Список с даты подачи заявлений о признании нуждающимися в жилых помещения, также не может повлечь отмену решения, поскольку согласно статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили его оценку. Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.