Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Кормильцевой И.И.,
Старкова М.В.,
при секретаре Г. ,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению Раева В.Ю. об оспаривании решения Режевской Думы от ( ... ) N "О назначении исполняющего полномочия Главы Администрации Режевского городского округа"
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Режевской Думы
на решение ... городского суда ... от ( ... ) .
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заинтересованного лица Режевской Думы Гараевой С.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заявитель Раев В.Ю., являясь депутатом Режевской Думы и жителем Режевского городского округа, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Режевской Думы от ( ... ) N "О назначении исполняющего полномочия Главы Администрации Режевского городского округа", которым исполняющим полномочия Главы Администрации Режевского городского округа с 28 января 2014 года назначен С. , и обязать Режевскую Думу отменить указанное решение.
В обоснование требований указал, что решение противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава Режевского городского округа, принято с нарушением полномочий представительного органа местного самоуправления. В соответствии с Уставом Режевского городского округа в связи с временным отсутствием Главы Администрации Режевского городского округа исполняющим полномочия может быть назначен заместитель Главы Администрации Режевского городского округа, которым С. не является, поскольку на момент назначения являлся работником ООО " ... " и действующим депутатом Режевской Думы. На момент принятия оспариваемого решения распоряжением Главы Администрации Режевского городского округа М. от ( ... ) N исполняющим полномочия Главы Администрации Режевского городского округа был назначен заместитель главы В. , который приступил к их исполнению. Оспариваемое решение нарушает его права, как жителя Режевского городского округа, на управление городским округом законно избранными и назначенными органами и должностными лицами местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица Администрации Режевского городского округа в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованного лица Режевской Думы, заинтересованное лицо С. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления.
Решением ... городского суда ... от ( ... ) заявление удовлетворено частично, признано незаконным решение Режевской Думы от ( ... ) N "О назначении исполняющего полномочия Главы Администрации Режевского городского округа", в остальной части требований отказано.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда в удовлетворенной части, заинтересованное лицо Режевская Дума в апелляционной жалобе просит его отменить по причинам недостаточного изучения судом доказательств и доводов сторон, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
Заявителем Раевым В.Ю. и представителем заинтересованного лица Администрации Режевского городского округа поданы возражения относительно апелляционной жалобы, в которых содержится несогласие с изложенными доводами и просьба об оставлении решения суда без изменения.
Заявитель Раев В.Ю., заинтересованные лица Администрация Режевского городского округа, С. , извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании части 3 статьи 167 и части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Совокупность указанных условий по данному делу была установлена судом первой инстанции, что явилось основанием для удовлетворения заявления в части признания незаконным решения Режевской Думы от ( ... ) N "О назначении исполняющего полномочия Главы Администрации Режевского городского округа". Выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, которые судебная коллегия находит правильными.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (часть 3).
Согласно статье 21 Устава Режевского городского округа структуру органов местного самоуправления Режевского городского округа составляют: 1) Представительный орган местного самоуправления Режевского городского округа - Режевская Дума; 2) Глава Режевского городского округа; 3) Администрация Режевского городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; 4) Контрольный орган Режевского городского округа (часть 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления Режевского городского округа, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом (часть 2).
В силу положений части 11 статьи 35 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительных органов муниципальных образований не указанные в статье 10 данного Закона (которой установлена исключительная компетенция представительного органа), определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Суд первой инстанции подробно проанализировал полномочия представительного органа местного самоуправления Режевского городского округа - Режевской Думы, предусмотренные статьей 10 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 25, 27 Устава Режевского городского округа, устанавливающих компетенцию и принятие решений Режевской Думы, и пришел к обоснованному выводу о том, что к компетенции Режевской Думы не относится решение вопроса о назначении исполняющего полномочия Главы Администрации Режевского городского округа в период его временного отсутствия. Указанный вывод суда, свидетельствующий о незаконности оспариваемого решения по причине его принятия неуполномоченным органом местного самоуправления, подробно мотивирован в решении, который судебная коллегия находит правильным.
Какие-либо опровергающие доказательства заинтересованным лицом представлены не были, в том числе и в суд апелляционной инстанции с учетом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения и его законности в силу положений статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 40.1 Устава Режевского городского округа Главой Администрации Режевского городского округа является лицо, назначаемое на должность Главы Администрации Режевского городского округа по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Режевской Думы (до дня начала работы Режевской Думы нового созыва), но не менее чем на два года.
В случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации Режевского городского округа или временного отсутствия Главы Администрации Режевского городского округа его полномочия временно исполняет заместитель Главы Администрации Режевского городского округа (часть 6 статьи 40.3 Устава Режевского городского округа).
Какие-либо другие нормы, регулирующие порядок временного исполнения полномочий Главы Администрации в период его отсутствия, в Уставе Режевского городского округа отсутствуют, и также не установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и было установлено судом, в связи с истечением 27 января 2014 года полномочий Главы Администрации Режевского городского округа М. , назначенной по контракту решением Режевской Думы от ( ... ) N "О назначении Главы Администрации Режевского городского округа", в целях обеспечения работы Администрации Режевского городского округа, в соответствии с частью 6 статьи 40.3 Устава Режевского городского округа Главой Администрации Режевского городского округа М. было издано распоряжение от ( ... ) N "О прекращении полномочий Главы Администрации Режевского городского округа и назначении исполняющего полномочия Главы Администрации Режевского городского округа". Указанным распоряжением назначен временно исполняющим полномочия Главы Администрации Режевского городского округа, до назначения Главы Администрации Режевского городского округа по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, заместитель главы администрации В. , который с ( ... ) исполняет полномочия.
Глава Администрации Режевского городского округа по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, в порядке статьи 40.1 Устава Режевского городского округа на указанный период времени назначен не был, также как и на период рассмотрения дела судом первой инстанции, что не оспаривается сторонами по делу. Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что с 27 января 2014 года Глава Администрации Режевского городского округа отсутствует временно, до назначения на должность Главы Администрации Режевского городского округа другого лица по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, поэтому в силу положений части 6 статьи 40.3 Устава Режевского городского округа обязанности главы администрации временно должен исполнять заместитель.
Вместе с тем оспариваемым решением Режевской Думы в нарушение положений Устава Режевского городского округа был назначен исполняющим полномочия Главы Администрации Режевского городского округа" с 28 января 2014 года С. , являющийся депутатом Режевской Думы, и не являющийся заместителем главы администрации, что свидетельствует о незаконности данного решения.
Судом правильно были применены нормы части 2 статьи 43 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Таким образом, на основании представленных и исследованных доказательств судом было установлено, что оспариваемое решение Режевской Думы не соответствует требованиям законодательства, принято с превышением полномочий, и нарушает права заявителя на управление городским округом законно избранными и назначенными органами и должностными лицами местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, которые должны своевременно и законно решаться в интересах населения муниципального образования.
Изложенные доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к несогласию с решением суда, являлись процессуальной позицией заинтересованного лица по делу, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом, их оценка подробно изложена в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм процессуального и материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно.
Судебная коллегия также признает необоснованными доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям аналогии закона и права, в частности трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе, поскольку указанные правоотношения являются публичными, подлежат разрешению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, касаются вопросов компетенции органов местного самоуправления, которые регулируются специальным законодательством о местном самоуправлении и уставом муниципального образования, положения которых были правильно применены судом.
Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем его следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение ... городского суда ... от ( ... ) оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Режевской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи И.И. Кормильцева
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.