судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Фроловой Е.М. и Орловой О.А.,
при секретаре Хожаиновой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления образования и науки Липецкой области на решение Добринского районного суда Липецкой области от 19 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Щеколдиной Т.В. удовлетворить.
Признать за Щеколдиной Т.В. право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями".
Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щеколдина Т.В. обратилась с иском к администрации Добринского района Липецкой области о признании права постановки на льготную очередь на получение жилого помещения, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы администрации Елецкого района N от ДД.ММ.ГГГГ она и ее брат К.В.В. были направлены в учреждение государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом "адрес" , где находилась на полном государственном обеспечении. Данным постановлением за ней и братом закреплена приватизированная квартира по адресу: "адрес" . После окончания обучения истица проживает и зарегистрирована на территории "адрес" , где не имеет жилого помещения. Закрепленное жилое помещение непригодно для проживания. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на льготную очередь на получение жилья, однако ей в этом отказано по причине имеющегося закрепленного жилья. До настоящего времени истица не обеспечена жильем.
Представитель ответчика администрации Добринского муниципального района по доверенности Посаднева Т.М. иск признала.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Управление образования и науки Липецкой просит решение суда отменить и постановить новое. Ссылалось на нарушение судом норм процессуального и материального права, неисследованность всех юридически значимых обстоятельств по делу.
На основании ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (п.1). Вместе с тем, в интересах законности суд апелляционной инстанции вправе выйти за пределы доводов жалобы (п.2).
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления образования и науки Липецкой области, обсудив доводы жалобы и письменные возражения на них, судебная коллегия считает решение суда отменить и рассмотреть дело по правилам первой инстанции.
На основании части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Закона Липецкой области от 06.07.2007 г. N 54-оз "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" в редакции от 29.12.2012 г., действующей с 01.01.2013 г., и не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Управление образования и науки Липецкой области, однако принятое судом решение порождает для Управления обязанности.
В силу ст. 330 ГПК РФ решение подлежит безусловной отмене.
Более того, Щеколдина Т.В. обратилась с иском 25.12.2012 г., таким образом, судом применен закон, не подлежащий применению.
При рассмотрении спора суду надлежало руководствоваться законодательством в редакции на момент предъявления иска, а не на момент рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Частью 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 10-4 Закона Липецкой области от 30.12.2004 N 166-ОЗ в ред. от 12.01.2012 г. "О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
В силу ст. ст. 1 и 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 N 354-ОЗ в ред. от 07.09.2011 г. "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" настоящий Закон устанавливает порядок ведения учета и предоставления органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма.
Учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма (далее - учет в целях предоставления жилых помещений) подлежат лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие закрепленного жилого помещения.
Таким образом, правовым регулированием жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с названными нормами Федерального закона и закона Липецкой области является факт отсутствия у названных лиц закрепленного жилья.
Из материалов дела следует, что Щеколдина (Козлинеева) Т.В., ДД.ММ.ГГГГ р., относилась к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Л.А.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ , а отец К.В.П. лишен родительских прав на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Козлинева Т.В. вступила в брак с Щ.А.А. и сменила фамилию на "Щеколдина" (свидетельство - л.д. "данные изъяты" ).
На основании постановления главы администрации Елецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N Щеколдина (Козлинеева) Т.В. и ее брат К.В.В. направлены в учреждение государственной поддержки детства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение; за Козлинеевыми закреплена приватизированная квартира расположенной по адресу: "адрес" .
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с СХПК истица является собственницей 1/2 доли в праве собственности указанной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ Щеколдина Т.В. обратилась в отдел по опеке и попечительства администрации Добринского района с заявлением о постановке на льготную очередь на получение жилья.
Согласно ответу отдела по опеке и попечительству N от ДД.ММ.ГГГГ несмотря на то, что истец действительно относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по существующему законодательству Отдел не может поставить Щеколдину Т.В. на льготную очередь, так как за ней закреплено жилье, расположенное по вышеуказанному адресу.
Данный отказ Щеколдина Т.В. не обжаловала в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает, что поскольку за истицей жилое помещение закреплено, оснований для её постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, во внеочередном порядке не имелось.
Кроме того, на момент обращения с иском Щеколдиной Т.В. исполнилось 27 лет, и она утратила статус лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с положениями законодательства, действующего на 25.12.2012 г., непригодность закрепленного жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении, и не связано с категорией детей-сирот.
Щеколдина Т.В. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о том, что Щеколдина Т.В. в соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. от 29.12.2012 г. не утратила право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и после достижения возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилыми помещениями, поскольку жилое помещение, принадлежащее истице, непригодно для проживания согласно актам обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
В ыводы суда основаны на ошибочном толковании закона.
Действительно с 01.01.2013 г. законодательством предусмотрено такое основание нуждаемости для категории детей-сирот как непригодность жилого помещения для проживания.
Однако, согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Закону Липецкой области от 06.07.2007 г. N 54-оз "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" в редакции от 29.12.2012 г. и приложению N 3 к данному закону, а также Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному П остановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., п ризнание жилого помещения непригодным для проживания возможно только на основании заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправления.
В отношении квартиры, принадлежащей Щеколдиной Т.В., такое заключение отсутствует, акты обследования жилищных условий не могут служить достоверными доказательствами непригодности жилого помещения для проживания.
Признание иска ответчиком в данном случае противоречит закону и не может быть принято судом.
Оснований для удовлетворения ходатайства Управления образования и науки Липецкой области о возложении на администрацию Елецкого района Липецкой области обязанности по созданию межведомственной комиссии для обследования квартиры по адресу: "адрес" , у судебной коллегия не имеется, поскольку истица как собственник квартиры не лишена возможности самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления по данному вопросу.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, действия закона во времени, совокупности установленных обстоятельств и представленных доказательств по делу, в том числе, возраст истицы на момент обращения в суд, наличие закрепленного жилого помещения, основание иска, судебная коллегия полагает Щеколдиной Т.В. в иске к администрации Добринского района Липецкой области о предоставлении жилого помещения по льготным основаниям отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добринского районного суда Липецкой области от 19 февраля 2013 года -отменить и постановить новое, которым Щеколдиной Т.В. в иске к администрации Добринского района Липецкой области о признании права постановки на льготную очередь на получение жилого помещения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.