Определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда по делу N 33-758-2009
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего
Захарова Н.И.
Судей
Жуковой Н.Н. и Орловой О.А.
С участием прокурора
Кима И.Е.
При секретаре
Андреевой С.Ю.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке
13 апреля
2011 года дело по кассационной жалобе истца Ухлиновой Зинаиды Ивановны на решение Грязинского городского суда Липецкой области от
21 января
2010 года
, которым постановлено:
Признать недействующим пункт 1 (подпункты 1.1, 1.2) Приложения N1 к решению Совета депутатов г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 24.11.2006 года N72 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения для населения г.Грязи" с дополнением, принятым решением Совета депутатов г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 10.01.2007 г. N86 (Приложение N1) со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., заявителя Ухлинову З.И., поддержавшую жалобу и просившую решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ухлинова З.И. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими пункт 1 (подпункты 1.1, 1.2) Приложения N1 к решению Совета депутатов г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 24.11.2006 года N72 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения для населения г.Грязи" с дополнением, принятым решением Совета депутатов г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 10.01.2007 г. N86 (Приложение N1).
Заявленные требования обосновывала тем, названные нормативные правовые акты противоречат Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года N306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поскольку оснований к изменению нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения не имелось, установленные размеры нормативов рассчитаны неверно, что повлекло нарушение прав заявителя.
В судебном заседании Ухлинова З.И. поддержала требования в полном объеме.
Представители администрации городского поселения г.Грязи и Совета депутатов городского поселения г.Грязи в судебное заседание не явились. В представленных возражениях с заявленными требованиями не согласились.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе Ухлинова З.И. просит отменить решение суда, в части признания оспоренных нормативных актов с момента принятия судом решения и постановить новое, которым признать названные решения недействующими с момента их принятия.
Выслушав объяснения заявителя, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым |и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, |законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Материалами дела установлено, что Постановлением главы администрации Грязинского района N2539 от 19.12.2005 года с 01.01.2006 года для жителей г. Грязи Липецкой области был установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади жилых помещений в размере 0,19 Ккал и норматив на нагрев 1 куб.м. воды на отопительный период 202 дня в размере 0,763 Гкал.
Решением Совета депутатов г.Грязи N72 от 24.11.2006 года норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления был увеличен на 10,5% и составил 0,21 Гкал с 01.01.2007 года, а норматив на нагрев воды для жилых домов, со степенью благоустройства в котором проживает заявитель, был увеличен на 277,4 %. Решением Совета депутатов г.Грязи N86 от 10.01.2007 г. внесены изменения в Приложение N1 к решению от 24.11.2006г. N72 и годовой норматив потребления на отопление установлен по месяцам в течение отопительного периода. Названные нормативные акты опубликованы в газете "Грязинские известия" за N191 от 30.11.2006г. и N6 от 16.01.2007г.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.4, ч.4.1 ст. 17 вышеуказанного закона к компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро-и(или) теплоснабжения).
В соответствии с п. 6,7 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004г N 210-ФЗ "Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного
самоуправления осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей, устанавливают
тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным
индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для
соответствующего муниципального образования.
Согласно п.2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005г N 184-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен тарифов) на товары и услуги, по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными комплексами по муниципальным образованиям.
В соответствии с ч.б ст. 159 ЖК РФ размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании. Плата за наем не учитывается при расчете размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Пунктом 1 ч.1 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за наем является самостоятельным платежом и не входит в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Исследовав в совокупности все доказательства по делу, проанализировав действующее законодательство, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные акты противоречат федеральному законодательству, а потому подлежали признанию недействующими.
При этом судебная коллегия соглашается с утверждением суда о том, что нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные названными решениями органа местного самоуправления, рассчитаны в нарушение пунктов 5,6,13,14,16 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N306, имеющего большую юридическую силу, поскольку не выдержан 3-х летний срок в течение которого должны были применяться ранее установленные с 01.01.2006 года нормативы на нужды отопления и горячего водоснабжения, при расчете их размера не были учтены конкретные конструктивные и технические параметры каждого многоквартирного жилого дома, расположенного в пределах г. Грязи, их степень благоустройства, фактический износ, наличие центрального водоснабжение и другие обстоятельства, которые подлежали безусловному учету при расчете названных нормативов. В нарушение требований п.10 Правил нормативы потребления тепловой энергии на нужды отопления были установлены едиными для всего населения, без дифференциации в зависимости от конструктивных и технических параметров, степени устройства домов.
Все вышеназванные обстоятельства свидетельствовали об обоснованности требований Ухлиновой З.И., а потому у суда имелись законные основания к их удовлетворению.
Довод кассационной жалобы о том, что суду следовало признать недействующим оспариваемые нормативные акты с момента их принятия признается несостоятельным, поскольку, как правильно указано в решении суда первой инстанции, эти акты длительное время применялись на территории г.Грязи, на ох основе были реализованы права и обязанности населения по оплате коммунальных услуг, а потому законных оснований к признанию недействующими актов с момента их принятия, не имелось.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.361-367 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 21 января 2011 года -
оставить без изменения, а кассационную жалобу Ухлиновой З.И.
- без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.