судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Давыдовой Н.А., Фроловой Е.М.,
при секретаре Шабановой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 17 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Взыскать с ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" в пользу Габидулиной М.А. стоимость билета в размере "данные изъяты" рублей, неустойку в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей, штраф в размере "данные изъяты" рубля, всего, - "данные изъяты" ) рублей.
Взыскать с ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" в пользу Габидулина А.А. стоимость билета в размере "данные изъяты" рублей, неустойку в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей, штраф в размере "данные изъяты" рубля, всего, - "данные изъяты" ) рублей.
Взыскать с ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" в пользу Смольянинова О.П. стоимость билета в размере "данные изъяты" рублей, неустойку в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей, штраф в размере "данные изъяты" рубля, всего, - "данные изъяты" ) рублей.
Взыскать с ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" в пользу Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Лига Потребителей" "данные изъяты" ) рублей.
Взыскать с ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" в бюджет города Липецка государственную пошлину в сумме "данные изъяты" ) рублей "данные изъяты" копеек".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей "Лига Потребителей" в интересах Габидулиной М.А., Габидулина А.А., Смольянинова О.П. обратилась в суд с иском к ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" о взыскании стоимости авиабилетов, неустойки, компенсации морального вред и штрафа.
Свои требования обосновывала тем, что истцы заключили с ответчиком договоры перевозки, предметом которых являлся авиаперелет по маршруту "данные изъяты" , вылет из терминала D ДД.ММ.ГГГГ года в 19.55, прибытие в 20.45, стоимость билета с учётом уплаты сборов составила "данные изъяты" рублей. В электронных посадочных талонах время начала посадки указано в 19.15, время вылета - 19.55. Данных о том, что посадка заканчивается за 10 минут до вылета, не указано. По прибытию в аэропорт истцы прошли таможенный контроль и личный досмотр, подошли к выходу N N в 19.37, но сотрудник аэропорта их на посадку не допустила, сообщив, что их билеты аннулированы по причине опоздания на посадку, которая закончилась за 10 минут до вылета.
Поскольку истцы прибыли на посадку за 17 минут до вылета, считают, что ответчик нарушил их права. Им пришлось приобрести билеты на другой рейс до "данные изъяты" по более высокой цене. Истцы просили взыскать в их пользу стоимость авиабилетов в размере "данные изъяты" рублей, неустойку, компенсацию морального вреда по "данные изъяты" рублей каждому и штраф.
Ответчик в судебное заседание не явился. В письменных возражениях иск не признал. По представленной распечатке технологического графика рейса "данные изъяты" фактическая посадка пассажиров на данный рейс была окончена в 19.54, фактический вылет был выполнен с задержкой на 2 минуты в 19.57. Бронирование истцов было аннулировано в 19.50, то есть, в плановое время окончания посадки по причине их неявки на посадку. Отсутствие в посадочном талоне времени окончания посадки не освобождает пассажира от обязанности заблаговременно явиться для посадки в воздушное судно, обязанность доказывания факта заблаговременной явки на посадку на рейс возлагается на истцов.
Согласно правилам выбранных истцами тарифов "ОПТИМУМ-эконом" и "БЮДЖЕТ-эконом" при неявке на рейс возврату подлежит причитающаяся сумма удержанных сборов, для получения которых необходимо обратиться по месту оформления билетов, то есть, на сайт onetwotrip.com, однако истцы Габидулин А.А. и Габидулина М.А. по месту приобретения авиабилетов не обращались, истцу Смольянинову О.П. согласно отчёту агента от 02.01.2013 года SMART LINE TRAVEL (г. Киев) по неиспользованному авиабилету N N был произведён возврат соборов в сумме "данные изъяты" украинская гривна.
В связи с данными обстоятельствами оснований для взыскания компенсации морального вреда нет.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Обсудив доводы жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку.
Согласно статье 107 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:
1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. Перевозчик не вправе относить услуги, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 106.1 настоящего Кодекса, к особым условиям воздушной перевозки;
4) отказ пассажира воздушного груза оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106;
6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса;
7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
1.1. Бремя доказывания наличия оснований расторжения договора воздушной перевозки пассажира, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лежит на перевозчике.
2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи. В случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается.
Пунктом 80 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждённых Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 предусмотрено, что пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
В пункте 84 Общих правил указано, что при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
Пунктом 90 предусмотрено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.
Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру (пункт 91).
В силу статьи 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителя" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Как видно из материалов дела, между сторонами был заключен договор перевозки по маршруту "данные изъяты" , вылет из терминала D ДД.ММ.ГГГГ года в 19.55, прибытие в 20.45, и "данные изъяты" , вылет ДД.ММ.ГГГГ года в 11.15.
Из представленных авибилетов следует, что стоимость перелёта Габидулиной М.А. и Габидулина А.А. составляет по "данные изъяты" Евро или по "данные изъяты" рублей, стоимость перелёта Смольянинова О.П. - "данные изъяты" рублей (л.д. 9-11).
Согласно посадочным талонам время начала посадки указано в 19.15, вылет рейса "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ года в 19.55 (л.д. 12-14).
27 декабря 2012 года истцы обратились к ответчику с претензий, указав, что прибыли на посадку за 16 минут до вылета (время вылета 19.55), но не были допущены на посадку на рейс "данные изъяты" N N выход N N , так как сотрудник ФИО15 им сказала, что они сняты с рейса в связи с опозданием. Им никто не сообщал, что посадка заканчивается за 10 минут до вылета. В связи с тем, что они не улетели в "данные изъяты" , были аннулированы билеты и на обратный маршрут "данные изъяты" , просили вернуть им деньги за билеты (л.д. 15).
Из справки заместителя директора департамента наземного обеспечения перевозок ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" от 17 января 2014 года усматривается, что пассажиры Габидулина М.А., Габидулин А.А., Смольянинов О.П. зарегистрировались на рейс "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" самостоятельно через интернет ДД.ММ.ГГГГ года в 01.08 (отправление рейса по расписанию/плану 19.55, плановое окончание посадки 19.50). С целью исключения опоздания пассажиров на посадку рейсов на каждом посадочном талоне пассажиров в 2012 году выходила информационная строка о том, что посадка заканчивается за 10 минут до вылета. Аннулированы пассажиры Габидулина М.А., Габидулин А.А., Смольянинов О.П. из списков зарегистрированных пассажиров рейса "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" в 19.50. В какое время вышеуказанные пассажиры прибыли к выходу на посадку установить не представляется возможным ввиду давности времени. В связи с переводом системы ACSI SABRE на SSCI 24.09.2013 историю рейса "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" предоставить не имеется возможности, жалобы и претензии от вышеуказанных пассажиров в ДНОП не поступали (л.д. 58).
В сведениях по операции технологического графика рейса "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" указано, что плановое и фактическое время начала посадки пассажиров - 19.35, плановое время окончания посадки пассажиров в 19.50, фактическое время окончания посадки пассажиров - 19.54, противообледенительная обработка ВС была фактически начата 19.57, окончена в 20.12 (л.д. 60).
Установлено, что в посадочных талонах не указано, что посадка на рейс заканчивается за 10 минут до вылета.
Оценив в совокупности все собранные по делу доказательства и, учитывая, что фактически посадка пассажиров на рейс была окончена в 19.54, а билеты истцов были аннулированы в 19.50, сведений о времени окончания посадки в посадочных талонах не имеется, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчиком были нарушены права истцов как потребителей.
Доказательств того, что истцы опоздали на посадку, ответчиком представлено не было.
Поскольку ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" нарушило права истцов на предоставление услуги перевозки пассажиров, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истцов стоимость билетов.
Также является правильным вывод суда о взыскании в пользу каждого из истцов неустойки в размере "данные изъяты" рублей, так как требования истцов о возврате уплаченных за билеты сумм удовлетворены в добровольном порядке ответчиком не были.
Руководствуясь положениями статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", принципами разумности и справедливости, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей.
На основании пункта 6 статьи 13 Закона "О защите прав потребителей" судом верно взыскан с ответчика штраф в пользу истцов по "данные изъяты" рублей, в пользу Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей "Лига Потребителей" - "данные изъяты" рублей.
Доводы жалобы о том, что ответчик не был извещен о времени и месте судебного заседания, назначенного на 17 февраля 2014 года в 15:00, являются необоснованными и опровергаются имеющейся в материалах дела телефонограммой (л.д. 89).
Доводы жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенных судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 17 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.