судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.
судей Жуковой Н.Н. и Нагайцевой Л.А.
при секретаре Артемовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело
по апелляционной жалобе Карякина М.А.
на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 28 февраля 2014 года, которым, с учетом определения об исправлении описки от 28 марта 2014 г.
, постановлено:
Обязать администрацию сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области не производить захоронения на территории "Центрального кладбища", расположенного на пересечении "адрес" на расстоянии 50 метров от границы земельного участка Карякина М.А. , расположенного по адресу: "адрес" , в удовлетворении остальных требований Карякина М.А. , отказать.
Заслушав доклад судьи
Жуковой Н.Н. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карякин М.А. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Добровский сельсовет о прекращении деятельности на месте погребения, принятии мер по устранению допущенных нарушений, ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что администрация сельского поселения Добровский сельсовет не выполняет свои обязанности по содержанию кладбища, в результате чего захоронения осуществляются в непосредственной близости от принадлежащих заявителю земельного участка и жилого дома, что нарушает санитарные нормы и делает невозможным использование земельного участка по целевому назначению.
С учетом уточненных требований Карякин М.А. просил обязать администрацию сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района прекратить производить захоронения на территории кладбища, расположенного на пересечении "адрес" на расстоянии 100 м. от его жилого дома и земельного участка, установить границу кладбища на расстоянии 100 м. со стороны его домовладения, убрав имеющиеся на этих 100 м. захоронения, огородить кладбище по периметру забором, а также просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" "данные изъяты" руб.
В судебном заседании заявитель Карякин М.А. поддержал уточненные требования и просил их удовлетворить.
Представитель администрации сельского поселения Добровский сельсовет Ярикова Н.А. в судебном заседании признала требования в части прекращение захоронений на расстоянии ближе , чем 100 м от дома Карякина М.А., в удовлетворении остальн ых требовани й просила отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Карякин М.А. просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым заявленные им требования удовлетворить в полном объеме.
Выслушав , проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с погребением регламентируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
В соответствии с п. 38 ст. 36 Устава сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации к компетенции администрации сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Материалами дела подтверждается, что Карякину М.А. на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 1845 кв.м и расположенный на нем жилой дом по адресу: "адрес" .
Согласно кадастровой выписке из государственного кадастра недвижимости, земельный участок Карякина М.А. относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.86).
Судом установлено, что расстояние от жилого дома Карякина М.А. до ограждения кладбища составляет 23,5 м., а от дома до ограждения последнего захоронения 25,5 м.
Рассматривая требования Карякина М.А. об обязании прекратить производить захоронения на территории кладбища, расположенного на пересечении "адрес" на расстоянии 100 м. от его жилого дома и земельного участка, суд со ссылкой на п остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" пришел к выводу о том, что данные требования подлежат частичному удовлетворению, обязав администрацию сельского поселения прекратить захоронения на кладбище на расстоянии 50 м. от границы земельного участка дома Карякина М.А., расположенного по адресу: "адрес"
В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения"( утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 ) кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:
- от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74(ред. от 09.09.2010) введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
Пунктом 1.5 данного СанПиНа предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Главой VII указанных Правил установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы в отношении объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания.
Согласно подразделению 7.1.12 данного СанПиНа закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища должны иметь санитарно-защитную зону размером 50 м.
С учетом установленных по делу обстоятельств и указанных выше нормативных актов, суд пришел к правильному выводу о том, что имеет место нарушение санитарно-защитной зоны сельского кладбища "Центральное" в с.Доброе, поэтому верно признал требования истца об обязании администрации сельского поселения Добровский сельсовет прекратить производить захоронения на этом кладбище подлежащими удовлетворению.
Однако судебная коллегия полагает, что в соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) расстояние в 50 м, в пределах которого администрация должна прекратить производить захоронения, необходимо отсчитывать не от границ земельного участка, а от жилого дома, принадлежащего истцу.
С учетом вышеизложенного, в этой части резолютивную часть решения необходимо изложить в иной редакции, указав об о бязании администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области не производить захоронения на территории "Центрального кладбища", расположенного на пересечении "адрес" на расстоянии 50 метров от жилого дома "адрес" , принадлежащего Карякину М.А. .
Доводы жалобы о неправильном применении судом положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 и от 09.09.2010г. является ошибочным, поэтому не могут повлечь отмену судебного решения.
Несостоятельной является и ссылка в жалобе на отсутствие оценки судом факта нахождения кладбища на расстоянии 180 м от речки Ржавчик, так как данные обстоятельства не были указаны в качестве оснований заявленных истцом требований.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Правомерно судом со ссылкой на ч.2 ст.4 Федерального закона РФ N 8-ФЗ от 12.01.1996 года "О погребении и похоронном деле" отказано в удовлетворении требований истца о переносе захоронений, установлению границ кладбища на расстоянии 100 м. от домовладения Карякина М.А. и по ограждению кладбища забором.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании морального вреда, суд верно исходил из того, что заявителем не представлено доказательств причинно-следственной связи имеющихся у него заболеваний с нарушением ответчиком санитарно- защитной зоны сельского кладбища, а также доказательств влияния близкого расположения захоронений на качество воды и овощей.
Решение суда законное и обоснованное.Оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 28 февраля 2014 года оставить без изменения, а жалобу истца Карякина М.А. - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: " Обязать администрацию сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области прекратить производить захоронения на территории "Центрального кладбища", расположенного на пересечении "адрес" на расстоянии менее 50 метров от жило г о дома N "адрес" "адрес" "адрес" , принадлежащего Карякину М.А. Карякину М.А. .
В удовлетворении остальных требований Карякину М.А. Карякину М.А. Карякину М.А. отказать.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.