Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Сидорова В.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Рысине А. Ю.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Темрюкский район на основании доверенности Мануйловой С.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 7 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к управлению образованием администрации муниципального образования Темрюкский район, администрации муниципального образования Темрюкский район, муниципальному бюджетному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа N26 о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем проведении организационных мероприятий по обеспечению физической защиты объекта общеобразовательного учреждения.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки готовности образовательных учреждений к осуществлению образовательного процесса в новом 2013-2014 учебном году установлено, что муниципальным бюджетным образовательным учреждением основная общеобразовательная школа N26 не заключен договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг. Охрана образовательного учреждения и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в нем осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющимся работником частной охранной организации.
Согласно уточненным требованиям, истец просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств для обеспечения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении основная общеобразовательная школа N26 охранных услуг лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности. Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район в 2014 году выделить из бюджета муниципального образования Темрюкский район на безопасность образовательного учреждения и профилактику терроризма и экстремизма в части обеспечения муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26 охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности. Обязать управление образованием администрации муниципального образования Темрюкский район и муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа N26, по мере поступления соответствующих денежных средств, принять меры на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении основная общеобразовательная школа N26.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 7 ноября 2013 года суд удовлетворил исковые требования прокурора Темрюкского района, признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств из бюджета муниципального образования Темрюкский район на оказание охранных услуг муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26 с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности. На администрацию муниципального образования Темрюкский район судом возложена обязанность в 2014 году выделить из бюджета муниципального образования Темрюкский район на безопасность муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26 и профилактику терроризма и экстремизма денежные средства для принятия мер на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности. Суд также обязал управление образованием администрации муниципального образования Темрюкский район и муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа N26, по мере поступления соответствующих денежных средств, принять меры на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении основная общеобразовательная школа N26.
С указанным решением суда не согласился представитель администрации муниципального образования Темрюкский район и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований прокурора отказать. В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, применил закон, не подлежащий применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора на апелляционную жалобу, выслушав доводы прокурора Руденко М.В., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно части 7 статьи 28 указанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки готовности образовательных учреждений к осуществлению образовательного процесса в новом 2013-2014 учебном году были выявлены факты нарушения Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым, оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.
Как установлено проверкой, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении основная общеобразовательная школа N26 договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг не заключен. Охрана общеобразовательного учреждения и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в нем осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющимся работником частной охранной организации.
В соответствии с пунктом 1.7 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26 Темрюкского района, в своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а также законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края в области образования, решениями учредителя, настоящим Уставом.
Согласно пункту 6.5 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26 Темрюкского района, учреждение обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.
В силу пункта 6.10 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26 Темрюкского района, учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно пункту 7.7 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26, учреждение, как получатель бюджетных средств, находится в ведомственном подчинении у главного распорядителя, которым является управление образования администрации муниципального образования Темрюкский район, осуществляющее отдельные полномочия учредителя, которым является администрация муниципального образования Темрюкский район, в части предоставления субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.
В соответствии с пунктом 7.8 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26 Темрюкского района, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные поступления в виде субсидий.
Судом установлено, что в муниципальном образовании Темрюкский район действует муниципальная целевая программа "Безопасность образовательных учреждений Темрюкского района" на 2012 - 2013 годы, которая финансируется из средств краевого и местного бюджетов, общее финансирование составляет 14 752 800 рублей, из них доля муниципального бюджета 11 090 800 рублей, по условиям которой, финансирование мероприятий по обеспечению образовательных учреждений охранниками специализированных учреждений производится за счет средств муниципального бюджета.
Судом также установлено, что управление образованием администрации муниципального образования Темрюкский район обращалось в администрацию муниципального образования Темрюкский район с предоставлением сметы расходов на физическую охрану в дневное время объектов образования на 2013 год и на 2014 год, однако, администрация муниципального образования денежные средства из бюджета на безопасность детского учреждения и профилактику терроризма и экстремизма не выделяла.
Непринятие мер со стороны руководства муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа N26 при отсутствии должного уровня контроля и руководства со стороны управления образованием муниципального образования Темрюкский район организационных мероприятий, призванных осуществлять физическую защиту образовательного учреждения, противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики, а также влечет за собой нарушение прав на безопасность, охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию указанного образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия ответчиков, решение суда об удовлетворении иска прокурора следует признать законным и обоснованным.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную, неправильную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Вместе с тем, с учетом характера спорных правоотношений, принимая во внимание необходимость скорейшего устранения нарушений требований безопасности в детском образовательном учреждении, судебная коллегия полагает правильным исключить из резолютивной части решения указание на необходимость его исполнения по мере поступления из бюджета денежных средств на соответствующие цели.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 7 ноября 2013 года изменить, изложив абзац три резолютивной части в следующей редакции:
Обязать управление образованием администрации муниципального образования Темрюкский район и муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа N26 принять меры на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении основная общеобразовательная школа N26.
В остальной части решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 7 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Темрюкский район - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.