Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Бондаренко Д.И.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кулиш Э.И. на решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 23 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулиш Э.И. обратилась в суд иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании права на ежемесячную денежную выплату и перерасчете выплат.
В обоснование требований указала, что является матерью Кулиш П.А., погибшего 16.03.2000г., при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике. В связи с гибелью сына ей было выдано удостоверения о праве на льготы, и до 01.01.2005г. она пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны. Руководствуясь Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. N331-О-П, положениями ст. 23. 1, п. 19 ст. 44 ФЗ РФ от 12.01.1995г. N5 "О ветеранах", она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара с заявлением об увеличении ежемесячных денежных выплат, в чем ей было отказано. Отказ считает незаконным, нарушающим ее права.
Просила суд о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и перерасчете указанных выплат с 01.01.2005г.
Обжалуемым решением суда в иске Кулиш Э.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании права на ежемесячную денежную выплату и перерасчете выплат отказано.
В апелляционной жалобе Кулиш Э.И. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, считает, что оно принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Кулиш Э.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Кулиш П.А., 27.08.1970 года рождения, являлся сотрудником СОБР УБОП при ГУВД Краснодарского края и погиб 16.03.2000г. при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.
Его мать, Кулиш Э.И., 26.12.1947 года рождения, является получателем пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 01.04.2000г. пожизненно.
Статьей 7 Закона СССР от 01.08.1989г. N313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Тем самым Закон СССР от 01.08.1989г. N313-1 признал особый правовой статус родителей и жен погибших военнослужащих и соответствующие этому статусу меры социальной защиты, которые с принятием Федерального закона РФ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению.
Это основывалось, в частности, на предписаниях п. 3 ст. 11 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. (утратившего силу 01.01.2005 г.), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.
Принятый 12.01.1995г. Федеральный закон РФ N5-ФЗ "О ветеранах" определил круг лиц, имеющих право на меры социальной защиты, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны (ст. 15), члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий и приравненные к ним члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (ст. 21), а также установил объем мер социальной защиты, предоставляемых каждой категории граждан с учетом их особого юридического статуса.
С 01.01.2005г. согласно Федеральному закону РФ от 22.08.2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" система мер социальной защиты ветеранов, включая участников ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий и приравненных к ним членов семей военнослужащих, была преобразована в систему мер социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.
Как отмечено Конституционным Судом РФ в определении от 04.04.2007г. N331-О-П, по смыслу статьи 23.1 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. N5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. N122-ФЗ), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Предусмотренный Федеральным законом РФ от 22.08.2004г. N122-ФЗ, компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) призван обеспечить лицам - обладателям особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной помощи в натуральной форме.
В этой связи Конституционным Судом РФ был сделан вывод о том, что положения ст. 23.1 Закона от 12.01.1995г. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 Федерального закона от 22.08. 2004г. взаимосвязаны и не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам и детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005г., т.е. ежемесячная денежная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Таким образом, Конституционный Суд РФ определил круг лиц, для которых ежемесячная денежная выплата назначается в размере, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. N5 -ФЗ для участников Великой Отечественной войны.
К числу этих лиц относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо умершие вследствие заболевания, связанного с пребыванием фронте, гибель (смерть) которых наступила до вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995г. N5-ФЗ (вступивший в силу 16.01.1995 г.).
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. N331-О-П родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте у которых до 01.01.2005г. возникло и было реализовано право пользования льготами для участников Великой Отечественной войны установлено право на ежемесячную денежную выплату в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время участникам Великой Отечественной войны.
Что касается родителей и жен военнослужащих, которые приобрели свой особый правовой статус на основании Федерального закона РФ от 12.01.1995г. N 5-ФЗ, то объем льгот им установлен статьей 21 указанного Федерального закона.
С принятием Федерального закона РФ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона от 22.08.2004г. N122-ФЗ, Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" утратил актуальность и фактически не применяется.
Таким образом, суд правильно посчитал, что юридически значимым фактом для приобретения права на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989г. N313-1 является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступивший до 16.01.1995 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Из вышеизложенного следует, что правовых оснований для установления ежемесячной денежной выплаты истице с учетом положений определения Конституционного Суда РФ от 4.04. 2007г. N331-0-П, не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Кулиш Э.И. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 23 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кулиш Э.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.