Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Борисихиной С.А., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Богосьян Ж.Р.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Тбилисском районе Щегловой Н.И. на решение Тбилисского районного суда от 21 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гетьман М.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тбилисском районе Краснодарского края о признании незаконным отказа Управления Пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что 14 октября 2013 года он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тбилисском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по ст.27 п.1 пп.20 ФЗ от 17.12.2001 года N173- ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением комиссии по рассмотрению вопроса реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Тбилисскому району от 23.10.2013 года N633 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет работы в сельской местности и не менее 30 лет работы при смешанном стаже работы в городе, в сельской местности и поселках городского типа (рабочем поселке). Считает данное решение незаконным.
С учетом уточнений просил признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тбилисском районе Краснодарского края от 23 октября 2013 года N 633 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тбилисском районе Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав Гетьман М.Г. путем досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости и включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение следующие периоды работы:
- период прохождения службы в Вооруженных Силах союза ССР с 11.11.1981г. по 26.11.1983г. в должности санитарного инструктора рядового и сержантского состава;
- период работы в должностях заведующего поликлиническим отделением, заместителем главного врача по поликлиническому разделу работы МУЗ "ЦРБ Темрюкского района" Краснодарского края с 27.03.2006г. по 11.09.2007г.;
- период работы в должности заместителя главного врача МУЗ "Изобильненская ЦРБ" Ставропольского края с 24.09.2007г. по 26.05.2008г.;
- период работы в должности заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы МУЗ "Тбилисская ЦРБ" (в последствии МБУЗ "Тбилисская ЦРБ") Краснодарского края с 11.11.2008г. по 01.04. 2010г.;
- периоды работы по дерматологии в качестве индивидуального предпринимателя с 02.03.1992г. по 31.12.1992г.; с 20.06.1993г. по 08.08. 1995г.; с 11.04.2005г. по 19.02.2006г.
Также просил суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тбилисском районе Краснодарского края назначить ему пенсию с 14 октября 2013 года.
В судебном заседании суда первой инстанции Гетьман М.Г. поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить.
Представитель УПФ РФ в Тбилисском районе по доверенности Королева С.Ф. в судебном заседании суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Решением Тбилисского районного суда от 21 января 2014 года исковые требования Гетьман М.Г. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Тбилисском районе Щеглова Н.И. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УПФ РФ в Тбилисском районе по доверенности Баранникову Т.В., поддержавшую доводы жалобы, просившую решение суда отменить, Гетьман М.Г., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, также лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как видно из материалов дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Тбилисском районе от 23.10.2013 г. N 633 Гетьман М.Г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
При этом в специальный стаж истца не включены следующие периоды его трудовой деятельности: период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 11.11.1981г. по 26.11.1983г.; период работы с 27.03.2006г. по 11.09.2007г. в должностях заведующего поликлиническим отделением, заместителем главного врача по поликлиническому разделу работы МУЗ "ЦРБ Темрюкского района" Краснодарского края; период работы с 24.09.2007г. по 26.05.2008г. в должности заместителя главного врача МУЗ "Изобильненская ЦРБ" Ставропольского края; период работы с 11.11.2008г. по 01.04.2010г. в должности заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы МУЗ "Тбилисская ЦРБ" Краснодарскому края; периоды работы по дерматологии в качестве индивидуального предпринимателя с 02.03.1992г. по 31.12.1992г.; с 20.06.1993г. по 08.08.1995г.; с 11.04.2005г. по 19.02.2006г.
В соответствии с п. 19.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91, периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом N 4468-1, подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы. В страховой стаж засчитываются периоды военной службы и иные периоды не только лиц, указанных в ст. 1 Закона N 4468-1, но также лиц, указанных в ст. 2 этого Закона, к которым отнесены лица, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Согласно предоставленной справке Военного комиссариата Краснодарского края отдела по Гулькевичскому району и на основании личного дела N225 старший лейтенант медицинской службы запаса Гетьман М.Г. действительно проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР в должности санитарного инструктора медицинского пункта, который являлся структурными подразделениями воинской части, где он проходил срочную службу, куда был призван из Гулькевичской ЦРБ, где работал в должности медбрата хирургического отделения, после окончания Кропоткинского медицинского училища по специальности фельдшер. После завершения срочной службы Гетьман М.Г. вернулся на прежнее место работы и уволился из лечебного учреждения в связи с поступлением в Кубанский медицинский институт им. Красной Армии.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о включении в специальный стаж для досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения службы в Вооруженных Силах союза ССР с 11.11.1981г. по 26.11.1983г. в должности санитарного инструктора рядового и сержантского состава.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения периодов работы истца с 27.03.2006г. по 11.09.2007г., с 24.09.2007г. по 26.05.2008г., с 11.11.2008г. по 01.04.2010г., суд первой инстанции исходил из того, что Гетьман М.Г. осуществлял свою трудовую деятельность по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" в должностях заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы, что является прямым подтверждением осуществления им лечебной деятельности по охране здоровья населения Российской Федерации.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, полагая их несостоятельными.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Так, определением Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 N 81-О указано, что закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии с указанной позицией Конституционного Суда РФ, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости необходимо установить не только осуществление трудовой деятельности в определенной профессиональной сфере, но и характер труда, в данном случае факт осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда от 26.08.2013г. N112, выданной МУЗ "ЦРБ Темрюкского района" Краснодарского края, Гетьман М.Г. за период работы с 27.03.2006г. по 11.09.2007г. в должностях заведующего поликлиническим отделением, заместителя главного врача по поликлиническому разделу работ, врачебной деятельностью не занимался.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда от 26.08.2013г. N112, выданной МУЗ "Изобильненская ЦРБ" Ставропольского края, Гетьман М.Г. за период работы с 24.09.2007г. по 26.05.2008г. в должности заместителя главного врача, врачебную деятельность не осуществлял.
Согласно справке МУЗ "Тбилисская ЦРБ" Краснодарского края от 16.10.2013г., Гетьман М.Г. с 11.11.2008г. принят на должность заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы, врачебную деятельность осуществляет только с 01.04.2010г. в должности врача-дерматовенеролога поликлиники на основании приказа N62/1-ЛС от 01.04.2010г.).
Таким образом, учитывая, что истец в спорные периоды работы с 27.03.2006г. по 11.09.2007г. в должностях заведующего поликлиническим отделением, заместителем главного врача по поликлиническому разделу работы МУЗ "ЦРБ Темрюкского района" Краснодарского края, с 24.09.2007г. по 26.05.2008г. в должности заместителя главного врача МУЗ "Изобильненская ЦРБ" Ставропольского края, с 11.11.2008г. по 01.04.2010г. в должности заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы МУЗ "Тбилисская ЦРБ" (в последствии МБУЗ "Тбилисская ЦРБ") Краснодарского края, не осуществлял лечебную деятельность, то данные периоды не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Кроме того, из материалов дела следует, что Гетьман М.Г. осуществлял врачебную деятельность, работая по специальности дерматология, в качестве индивидуального предпринимателя с 02.03.1992г. по 31.12.1992г., с 20.06.1993г. по 08.08.1995г. и с 11.04.2005г. по 19.02.2006г.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости включения указанных периодов в специальный стаж, поскольку в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. В данном случае, трудовая деятельность истца по своей организационно-правовой форме к учреждениям не относится.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18.04.2006г. N84-О, осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по собственному усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законом различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Учитывая, что периоды с 27.03.2006г. по 11.09.2007г., с 24.09.2007г. по 26.05.2008г., с 11.11.2008г. по 01.04.2010г., с 02.03.1992г. по 31.12.1992г., с 20.06.1993г. по 08.08.1995г. и с 11.04.2005г. по 19.02.2006г. не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, то специального стажа работы Гетьман М.Г. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ не достаточно.
В связи с изложенным, в удовлетворении требований истца о возложении обязанности на ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Тбилисском районе Краснодарского края назначить досрочную трудовую пенсию, ранее достижения пенсионного возраста, необходимо отказать.
В соответствии с п.1 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение Тбилисского районного суда от 21 января 2014 года отменить в части, приняв по делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тбилисского районного суда от 21 января 2014 года отменить в части.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тбилисском районе Краснодарского края включить в стаж Гетьман М.Г. , дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период прохождения службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 11.11.1981г. по 26.11.1983г. в должности санитарного инструктора рядового и сержантского состава.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.