Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Шелудько В.В., Шакитько Р.В.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Казаковой Р.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Попова М.Г. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 21 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стаценко В.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар в предоставлении заявителю в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Просил обязать департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар предоставить Стаценко В.С. предоставить в аренду сроком на 10 лет земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Стаценко В.С. в зал судебного заседания не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель департамента и администрации МО г.Краснодар по доверенности Попов М.Г. в зале судебного заседания возражал против удовлетворения требований заявления.
Обжалуемым Первомайского районного суда г.Краснодара от 21 февраля 2014 года требования Стаценко В.С. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г.Краснодар по доверенности Попов М.Г. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав доказательства и материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить.
Как следует из материалов дела, Стаценко B.C. является инвалидом " ... " . Он обратился в администрацию МО г.Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории г.Краснодара.
Письмом заместителя директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар от 27 декабря 2013 года заявителю в удовлетворении требований обращения отказано.
В обоснование отказа указано, что порядок предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) в порядке ст.38 Земельного кодекса РФ и решения городской Думы Краснодара от 24.09.2009 N61 п.26 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар". В связи с чем, предоставление заявителю земельного участка без торгов невозможно.
Удовлетворяя требования Стаценко В.С., районный суд указал, что заявитель проживает на территории МО г.Краснодар с рождения, пользователем и собственником земельных участков на его территории не является, в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет безусловное право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании норм права.
При рассмотрении данного дела необходимо учесть позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.02.2014 N91-КГ13-7.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Стаценко В.С. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Стаценко В.С. в улучшении жилищных условий.
В силу ч.2 ст.56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 своего Постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем в нарушение перечисленных требований закона суд первой инстанции не установил указанные выше юридически значимые обстоятельства.
Как следует из представленной заявителем в суд выписки из лицевого счета от 23 января 2014 года, Стаценко В.С. зарегистрирован в однокомнатной квартире площадью 29,5 кв.м, совместно с ним зарегистрирован " Ф.И.О. " Материалы дела не содержат сведений, объективно свидетельствующих о наличии нуждаемости Стаценко В.С. в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, в связи с чем, решение по делу подлежит отмене, а заявление Стаценко В.С. - отказу в удовлетворении.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Попова М.Г. удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 21 февраля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Стаценко В.С. о признании незаконным отказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар от 27 декабря 2013 года N47830.26 в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.