Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,
при секретаре Бондаренко Д.И.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю - Дегтерева В.Е. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 18 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ситникова Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о перерасчете в сторону уменьшения пенсии за выслугу лет и возобновлении выплаты надбавки к пенсии.
В обоснование требований указала, что в настоящее время является пенсионером МВД РФ. С сентября 1974 года по октябрь 2004 года проходила службу в Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан. Общий стаж службы в органах внутренних дел составляет более 30 лет. На пенсию истица вышла в звании подполковника милиции. При прохождении службы в органах внутренних дел в 1987 году Ситникова Л.И. получила тяжелую травму при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем в 2004 году ей установлена инвалидность II группы. 05.04.2011г. истица переехала на постоянное место жительства из Республики Узбекистан в Российскую Федерацию. 26.06.2012г. истица получила вид на жительство иностранного гражданина на территории России, после чего обратилась с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. 15.02.2013г. Ситникова Л.И. получила гражданство Российской Федерации. С 26.06.2012г. ГУ МВД России по Краснодарскому краю истице назначена пенсия за выслугу лет в размере 28 722 руб. 78 коп, в месяц в соответствии с Федеральным законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". Как указано в показателях расчета пенсии за выслугу лет, пенсия назначена с учетом надбавки как инвалиду II группы вследствие военной травмы согласно п. 1 абз. "а" ст. 16 Федерального закона РФ N 4468-1 в размере 9 066 руб. 78 коп. (250 %) от расчетного размера пенсии. По состоянию на 01.10.2013г. пенсия была проиндексирована до 30 361 руб. 08 коп. Решением от 13.11.2013 г. N 16/49-11246 пенсия истице была уменьшена более, чем на 35%, то есть пенсионный отдел исключил надбавку в размере 9 230 руб. 88 коп., которую начислял на основании п. 1 "а" ст. 16 Федерального закона РФ N4468-1. Истица считает решение о перерасчете пенсии незаконным и необоснованным.
Просила суд признать незаконным и отменить решение от 13.11.2013г. N16/49-11246 об исключении надбавки к пенсии в размере 9 230 руб. 88 коп., которая начислялась на основании п. 1 "а" ст. 16 Федерального закона РФ N4468-1, а также обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю возобновить Ситниковой Л.И. выплату надбавки к пенсии с 01.12.2013г.
Обжалуемым решением суда исковые требования Ситниковой Л.И. удовлетворены. На ГУ МВД России по Краснодарскому краю судом возложена обязанность возобновить Ситниковой Л.И. с 01.12.2013 г. выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки как инвалиду вследствие военной травмы.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю - Дегтерев В.Е. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, считает, что оно принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, заслушав пояснения представителей ГУ МВД России по Краснодарскому краю - Василенко Е.В., Сныткиной Е.Ю., представителя Ситниковой Л.И. - Ситниковой Т.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что с сентября 1974 года по октябрь 2004 года Ситникова Л.И. проходила службу в Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан.
Общий стаж службы в органах внутренних дел составляет более 30 лет.
Согласно заключению служебного расследования от 23.03.1987г., проведенного по факту дорожно-транспортного происшествия на " ... " , имевшего место 19.03.1987г., установлено, что телесные повреждения Ситниковой Л.И. получены в дорожно-транспортном происшествии при исполнении служебных обязанностей.
Указанное заключение утверждено Министром внутренних дел Каракалпакской АССР генерал-майором Рыбаковым В.В. 26.03.1987г.
В связи с этим 25.11.2004г. Центральным ВТЭК г. Ташкента Республики Узбекистан истице установлена II группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - травма получена во время исполнения служебных обязанностей.
05.04.2011г. Ситникова Л.И. переехала на постоянное место жительства из Республики Узбекистан в Российскую Федерацию.
26.06.2012г. ГУ МВД России по Краснодарскому краю истице назначена выплата пенсии за выслугу лет в размере 28 722 руб. 78 коп. в соответствии Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Пенсия истице была назначена с учетом надбавки в размере 9 230 руб. 88 коп. как инвалиду II группы вследствие военной травмы.
15.02.2013г. истица получила гражданство Российской Федерации, постоянно проживает по месту регистрации в " ... "
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 19.07.2013г. с ГУ МВД России по Краснодарскому краю в пользу Ситниковой Л.И. взыскана недополученная пенсия за период с 26.12.2011 г. по 25.06.2012 г. в размере 176 704 руб. 68 коп. и судебные расходы в размере 1 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19.09.2013 г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19.07.2013 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Письмом отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 13.11.2013 г. N16/49-11246 истице сообщено о том, что с 01.12.2013 г. пенсия за выслугу 30 лет ей пересчитана в соответствии в п. "а" ст. 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" N 4468-1 от 12.02.1993г. в размере 80 % соответствующих сумм денежного довольствия (без надбавки 9 230 руб. 88 коп. как инвалиду вследствие военной травмы) в сумме 21 130 руб. 20 коп. в месяц. С 01.01.2014 г. - в сумме 21 858 руб. 20 коп.
Кроме того, в вышеназванном письме указано, что вопрос о выплате пенсии с учетом надбавки как инвалиду воной травмы может быть рассмотрен только при наличии необходимых медицинских документов, выданных соответствующими уполномоченными учреждениями Российской Федерации.
Считая свои права нарушенными, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация является участником Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г. и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске государствами-членами СНГ 22.01.1993 г.
Названные Соглашения подписаны Узбекистаном.
В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске государствами-членами СНГ 22.01.1993г.) документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, рассматриваются как официальные и пользуются на территории других государств-участников договора (конвенции) доказательственной силой официальных документов без какого-либо удостоверения.
В силу ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 г. ив ст. 1 Соглашения от 15.05.1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств - участников перечисленных Соглашений, на территории которых проживают указанные лица.
Пенсии по линии МВД РФ назначаются и выплачиваются на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Пунктом 1 ст. 16 указанного Федерального закона предусмотрено увеличение пенсии за выслугу лет, лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы: инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст.46 настоящего Закона.
В данном случае истица обратилась с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, на основании которого назначен указанный вид пении. Расчет пенсии произведен в соответствии со ст.ст. 14,16 Федерального закона N 4468-1 от 12.02.1993 г.
При этом 26.06.2012 г. ответчик принял решение о выплате пенсии истице за выслугу лет с учетом надбавки по инвалидности II группы вследствие военной травмы, рассмотрев представленные Ситниковой Л.И. документы в пенсионном деле и посчитав их достаточными для принятия указанного решения.
Вместе с тем, нормы действующего пенсионного законодательства РФ не содержат такого основания к отмене или уменьшению выплачиваемой пенсии как проведенная ревизия.
Кроме того, в материалах пенсионного дела Ситниковой Л.И. отсутствуют и суду не представлены заключение ревизионной комиссии и заключение о перерасчете пенсии.
В данном случае заключение ВТЭК г.Ташкента Республики Узбекистан, выданное истице, является достоверным доказательством установления Ситниковой Л.И. инвалидности II группы бессрочно вследствие военной травмы.
Факт установления инвалидности и её причину представители ответчика в судебном заседании не оспаривали.
Более того, органы медико-социальной экспертизы устанавливают инвалидность, а не подтверждают ранее установленную инвалидность.
При таких обстоятельствах решение ГУ МВД России по Краснодарскому краю о перерасчете выплачиваемой истице пенсии без учета надбавки и требование о подтверждении ранее установленной бессрочно инвалидности не может быть признано законным и обоснованным.
Поскольку истец относится к категории лиц, которым в соответствии с п. 1 абз. "а" ст. 16 Федерального закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993г. полагается увеличение пенсии за выслугу лет вследствие военной травмы, при этом инвалидность вследствие военной травмы ей установлена за травму, полученную 1987 году при исполнении служебных обязанностей в период существования СССР, то право на указанные выплаты у нес возникло с момента обращения с заявлением о назначении ей пенсии по выслуге лет, т.е с 26.06.2012г.
В данном случае уменьшение выплачиваемой пенсии нарушает права истицы, являющейся пенсионером и инвалидом, и ухудшает её материальное положение.
Ответчик, отказывая истцу в надбавке к пенсии, ссылается на ст. 20 вышеназванного Закона, которая предусматривает установление инвалидности, ее группы, причин, время наступления и период в соответствии с заключением учреждений медико-социальной экспертизы Российской Федерации.
В нарушение Конституционных норм и норм международного права ответчик незаконно не руководствуется международными соглашениями и конвенцией, заключенными государствами-участниками Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона предусмотрено увеличение пенсии за выслугу лет, лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы: инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Исходя из приведенных правовых норм, суд пришел к обоснованному выводу о том, что справка ВТЭК г.Ташкента об инвалидности, выданная истцу в Узбекистане, является бесспорным и достоверным доказательством наличия II группы инвалидности вследствие военной травмы.
Довод ответчика о том, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что истец направлен на прохождение медико-социальной экспертизы, с целью подтверждения инвалидности, не имеет никакого правового значения, поскольку истец полагает, что его право нарушено в этой части, для чего и обратился с иском о восстановлении нарушенного права.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Ситниковой Л.И. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю - Дегтерева В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.