Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Казакова Д.А.,
при секретаре Бондаренко Д.И.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе Нагайчук Т.М. на решение Белореченского районного суда от 28 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Казакова Д.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Савкин Н.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Белореченском районе об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части отказа перерасчета пенсии с учетом районного коэффициента.
В обоснование требований указал, что в ноябре 2013 года он обратился в УПФ РФ в г. Белореченске с заявлением о перерасчете ему пенсии с учетом районного коэффициента, однако комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, в перерасчете пенсии ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что территория Республики Саха (Якутия), включая г. Якутск, где и осуществлял свою трудовую деятельность истец, относится к территории, где применяется районный коэффициент 1,4. Постановлением ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС N 1453/35 от 02 декабря 1970 года о районном коэффициенте к заработной плате работников Института мерзлотоведения СО АН СССР с июля 1977 года утвержден районный коэффициент 1,50. Согласно Постановлению Верховного Суда Совета Якутской АССР от 28.06.1991 года N 539-ХИ "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской - Саха ССР" в целях компенсации дополнительных материальных и физиологических затрат населения, проживающего и занятого в Якутской - Саха ССР с экстремальными природно-климатическим условиями, путем упорядочения районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам отнесли Якутский район к коэффициенту 1,7. Таким образом, доплата из бюджета Республики Саха возмещалась от коэффициента 1,5 до 1,7, а не до 1,5, и за начальную единицу расчета районного коэффициента следует принимать 1,5. Следовательно, он имеет право на исчисление размера пенсии с учетом районного коэффициента 1,5 и повышенного отношения заработков 1,7 на основании п. 3, ст. 30 Федерального закона N 173-Ф3 от 17.12.2001 года.
Просил признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Белореченском районе от 05 февраля 2014 года (протокол N 220) в части отказа перерасчета ему пенсии с учетом районного коэффициента незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда в Белореченском районе установить при исчислении расчетного размера досрочной трудовой пенсии по старости в отношении Савкина Николая Владимировича, " ... " года рождения, повышенное отношение заработков - 1,7, и произвести доплату пенсии Савкину Николаю Владимировичу, " ... " года рождения, с момента первоначального назначения - с 19 декабря 2007 года.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Савкина Н.В. по доверенности Гунько Е.О. поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель управления пенсионного фонда РФ в Белореченском районе по доверенности Дегерменжиева М.С. в судебном заседании суда первой инстанции просила в иске отказать.
Решением Белореченского районного суда от 28 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Белореченском районе от 05 февраля 2014 года (протокол N 220) в части отказа перерасчета пенсии Савкину Николаю Владимировичу с учетом районного коэффициента 1,5, незаконным.
Обязал Управление Пенсионного фонда в Белореченском районе установить при исчислении расчетного размера досрочной трудовой пенсии по старости в отношении Савкина Николая Владимировича, " ... " года рождения, повышенное отношение заработков - 1,7, и произвести доплату пенсии Савкину Николаю Владимировичу, " ... " года рождения, с момента первоначального назначения, - с 19 декабря 2007 года.
Взыскал с Управления Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе начальника ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе Нагайчук Т.М. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Савкин Н.В. просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей УПФ РФ в Белореченском районе по доверенности Яковлеву О.В., Дегерменжиеву М.С., поддержавших доводы жалобы, просивших решение суда отменить, представителя Савкина Н.В. по доверенности Гунько Е.О., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 19 декабря 2007 года истцу ответчиком назначена трудовая пенсия по старости на основании п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-Ф3, как отработавшему не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и имеющему страховой стаж 25 лет.
При исчислении расчетного размера трудовой пенсии ответчиком применено повышенное отношение заработков 1,4, с которым истец не согласен, и считает, что при исчислении расчетного размера пенсии ему должен учитываться районный коэффициент 1,5, а пенсия рассчитываться с учетом повышенного отношения заработков в размере 1,7.
06 ноября 2013 года Савкин Н.В. обратился к ответчику с заявлением с просьбой произвести перерасчет пенсии с момента первоначального назначения с учетом повышенного отношения заработков 1,7 и произвести доплату за прошлое время.
Согласно протоколу N 220 решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05 февраля 2014 года в перерасчете трудовой пенсии ему было отказано.
Согласно справке N 15360-24/6714 от 30.10.2013 года на л.д. 21,22 истец работал в Институте мерзлотоведения им. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук ИМЗ СО РАН) в должности шофера 2 класса с 01 февраля 1974 года (Приказ N 12к от 31.01.1974 г.), шофером 1 класса с 28 апреля 1976 года (Приказ N 38к пар.5 от 29.04.1976 г.), бригадиром водителей с 01.03.1985 года (Приказ N 11 к пар.5 от 26.02.1985г.), зав. гаражом с 06 июля 1987 года (Приказ N 49к от 15.07.1987г.) по 13.08.1988 года (Приказ 30-к от 21.04.1998 года).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что Институт расположен в районе Крайнего Севера и согласно Постановлений ГК СМ СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.06.1970 N 210/18, а также Постановлений ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС N 453/35 от 02.12.1970 г. (о районном коэффициенте к заработной плате работников Института мерзлоотведения СО АН СССР), остается утвержденным районный коэффициент 1,5. Кроме того, постановлением Совета Министров Якутской - Саха ССР от 24 сентября 1991 года N 486 "О порядке применения районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению" в городе Якутске был установлен единый для всех производственных и непроизводственных отраслей коэффициент к заработной плате рабочих и служащих - 1,7. Который и должен учитываться при назначении пенсии истцу.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, полагая их несостоятельными.
Так, порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года, а с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года.
В соответствии со статьей 112 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Судом первой инстанции указано, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. В соответствии с данным нормативным актом постановлением Совета Министров Якутской - Саха ССР от 24 сентября 1991 года N 486 "О порядке применения районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению" в городе Якутске был установлен единый для всех производственных и непроизводственных отраслей коэффициент к заработной плате рабочих и служащих - 1,7.
Однако повышенный районный коэффициент в размере 1,7, установленный в соответствии с постановлением Совета Министров Якутской - Саха ССР от 24 сентября 1991 года N 486, в целях пенсионного обеспечения применяться не может, поскольку не был установлен в централизованном порядке органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
Районный коэффициент, фактически начисленный к заработной плате на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации, учитывается при определении среднемесячного заработка застрахованного лица (статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
На основании статьи 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции, действующей до 22 августа 2004 года) районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", которым был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4, в том числе и по г. Якутску, который и подлежит применению в целях пенсионного обеспечения.
Не может быть принят во внимание и довод суда о том, что повышенный районный коэффициент в размере 1,7 был установлен в соответствии с постановлением Верховного Совета Якутской (Саха) ССР от 24 сентября 1991 года "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской - Саха ССР", так как принят законодательным органом субъекта Российской Федерации.
Более того, источником финансирования дополнительных расходов в связи с применением повышенных районных коэффициентов на основании указанного постановления Верховного Совета Якутской (Саха) ССР являлись средства местных бюджетов, а также собственные средства предприятий, объединений и организаций.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляются за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу статьи 16 этого же Закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о перерасчете пенсии с учетом повышенного отношения заработков 1,7 с момента первоначального назначения, является неправомерным.
Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в полном объеме в удовлетворении требований, заявленных Савкиным Н.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Белореченском районе об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части отказа перерасчета пенсии с учетом районного коэффициента.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу начальника ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе Нагайчук Т.М. удовлетворить.
Решение Белореченского районного суда от 28 февраля 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Савкина Николая Владимировича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части отказа перерасчета пенсии с учетом районного коэффициента, отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.