Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А. Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.,
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ессентуки по доверенности Бондаренко Л.А.
на решение Ессентукского городского суда от 23 декабря 2013 года
по гражданскому делу по заявлению прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Ессентуки о признании незаконным разрешения на строительство, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ессентуки обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Ессентуки о признании незаконным разрешения NRU * от 28.11.2008 года на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома (2-я очередь) по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, *, выданное администрацией города Ессентуки ООО "Ессентукский Центральный Рынок", возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем отмены указанного разрешения на строительство.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях при строительстве объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым N *, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Никольская, *.
В ходе проверки установлено, что 28.11.2008г. заместителем главы администрации города Ессентуки Прохоровым В.В. ООО "Ессентукский центральный Рынок" выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома N* (2-я очередь).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство может быть выдано только при соблюдении заинтересованными лицами требований действующего законодательства.
Согласно п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик обязан представить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.
Действующее законодательство, а именно, п.п. 7.1 ст. 11 Федерального она от 23.11.1995 года N 174 ФЗ "Об экологической экспертизе" определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города - курорта Ессентуки.
Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 26 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно -оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 года N14, в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах" курорт Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. "ж" ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 33 - ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" к числу земель обо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно -оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ).
В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий" от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 3КРФ).
Согласно информации филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, по сведениям государственного кадастра * кв. м. расположен в границах второй зоны горно-санитарной охраны города - курорта Ессентуки.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Таким образом, согласно п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", предусматривающего, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и с учетом того, что в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 года N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения", город-курорт Ессентуки является курортом федерального значения, проектная документация объектов строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Ессентуки, подлежит государственной экологической экспертизе.
В нарушение указанных требований закона государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома по адресу: СК, г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а не произведена, разрешение на строительство N * от 28.11.2008 года выдано без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконной выдаче 28.11.2008 года заместителем главы администрации города Ессентуки Прохоровым В.В. разрешения на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома N *.
Как установлено в ходе проверки застройщик ООО "Ессентукский Центральный рынок" самовольно изменил конфигурацию земельного участка выделенного под застройку многоквартирных домов, полностью отклонился от требований к размещению объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома по адресу: СК, г. Ессентуки, ул. Николаевская, * без проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, то есть без установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, влечет за собой неустановленное негативное воздействие на состояние окружающей среды особо охраняемой природной территории города-курорта федерального значения Ессентуки, чем нарушены гарантированные Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (абз. 2,3 ст.3, п.1 ст.11), Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.8) права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Ессентукского городского суда от 23 декабря 2013 года заявление прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Ессентуки о признании незаконным разрешения на строительство, возложении обязанности удовлетворено. Суд признал незаконным разрешение N* от 28.11.2008 года на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома (2-я очередь) по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, *, выданное администрацией города Ессентуки ООО "Ессентукский Центральный Рынок". Обязал Администрацию города-курорта Ессентуки устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения N* от 28.11.2008 года на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома (2-я очередь) по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, *, выданное администрацией города Ессентуки ООО "Ессентукский Центральный Рынок".
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ессентуки по доверенности Бондаренко Л.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указав, что исковое заявление прокурора г. Ессентуки подано с нарушением правил подведомственности и не подлежало рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллеги, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
На основании статей 327, 327-2 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных выше лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Левушкиной Е.В. об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Ессентукский Центральный Рынок" является собственником земельного участка с кадастровым номером *, назначение - земли населенных пунктов, под многоэтажную жилую застройку, площадью * кв.м. по адресу: г.Ессентуки, ул. Никольская, *.
28 ноября 2008 года ООО "Ессентукский Центральный Рынок" заместителем главы администрации города Ессентуки Прохоровым В.В. выдано разрешение на строительство N* "Многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями", расположенного по адрес: г.Ессентуки, ул. Никольская, *, "2-я очередь: Блоки 1,2". Срок действам разрешения продлен до 13.03.2014 года.
Согласно информации, полученной из Управления архитектуры и градостроительства администрации города - курорта Ессентуки (исх. N* от 08.11.2013) заключение государственной экологической экспертизы проектной документации ООО "Ессентукский Центральный Рынок" не предоставлялось.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями", расположенного по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, *, "2-я очередь: Блоки 1,2" N * от 28.11.2008 года, в отсутствие государственной экологической экспертизы ставит под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, строительство на спорном земельном участке, расположенном во второй зоне санитарной охраны курорта Ессентуки может причинить вред окружающей среде.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующему.
Данное исковое заявление инициировано и.о. прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц во исполнение требований градостроительного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях. Основание обращения в суд прокурор указал - отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта, планирующегося к строительству, на момент выдачи разрешения, объекта.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Оспариваемое разрешение на строительство выдано заместителем главы администрации города Ессентуки Прохоровым В.В. 28 ноября 2008 года сроком до 13.03.2014 года.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. "ж" ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ).
В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. 3 ст. 96 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 14 от 17.01.2006 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", город Ессентуки признан курортом федерального значения.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Кроме того, действующее законодательство, а именно, п. п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города Ессентуки.
В связи с этим, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Ессентуки, подлежит государственной экологической экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
На основании вышеизложенного, выдача органом местного самоуправления разрешения N* от 28.11.2008 года на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями", расположенного по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, * "2-я очередь: Блоки 1,2" в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщиком обязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с п. п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", противоречит требованиям названных норм закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что для выдачи разрешения на строительство положительное заключение государственной экспертизы не требуется, не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Ссылку в жалобе на то, что настоящий спор подведомствен Арбитражному суду судебная коллегия считает несостоятельной по следующим основаниям.
В соответствии со ст.197 АПК РФ арбитражными судами рассматриваются дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей. Согласно ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как следует из материалов дела, заявленные прокурором требования не носят экономического характера.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям материального и процессуального права, а поэтому не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.