Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Жеребкина В.П.,
членов президиума: Макеевой Г.В., Шаталовой Е.В., Рязанцевой Г.А., Блинникова В.А., Шевченко С.В.,
секретаря судебного заседания Афанасьевой Е.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску Будённовского межрайонного прокурора к ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании несоответствующими требованиям федерального законодательства действий филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Будённовском районе по начислению оплаты за объём потреблённого газа по нормативам потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам жилых помещений в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, направленное в президиум Ставропольского краевого суда определением судьи краевого суда Макеевой Г.В. от 15 апреля 2014 года по кассационной жалобе директора филиала общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Буденновском районе Трещева Н.И., поступившей 13 марта 2014 года, на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 января 2014 года,
заслушав доклад судьи Макеевой Г.В., объяснения представителей ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" Османова К.Д., Максудова М.Ш., представителя прокуратуры Ставропольского края Гладченко И.Е., президиум
УСТАНОВИЛ:
Будённовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании несоответствующими требованиям федерального законодательства действий филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Будённовском районе по начислению оплаты за объём потреблённого газа по нормативам потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам жилых помещений в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, в котором просил обязать ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам, расположенным на территории Будённовского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потреблённого газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа; признать несоответствующими требованиям федерального законодательства действия Будённовского филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по начислению по окончании отопительного периода объёмов потреблённого газа по нормативу потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам (правообладателям) жилых помещений, которым в течении предшествующего отопительного периода начислены потреблённые объемы газа на отопление жилых помещений, при условии, что начисленные объёмы газа, потреблённого в течении предшествующего отопительного периода, определялись но прибора учёта газа.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2013 года исковые требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора удовлетворены в полном объеме.
На филиал ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Будённовском районе возложена обязанность в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам расположенным на территории Будённовского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потребленного газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней, уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа.
Признаны несоответствующими требованиям федерального законодательства действия филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Будённовском районе по произвольному установлению филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Будённовском районе момента, с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа в связи с истечением срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учёта.
Возложена обязанность в случае несвоевременного установления филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Будённовском районе факта истечения межповерочного интервала приборов учёта газа, принадлежащих абонентам, определение объёмов газа, потребленных абонентами, производить по нормативам потребления газа через 30 дней после уведомления абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потребленного абонентами объема газа.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда 14 января 2014 года решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2013 года оставлено без изменения.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как видно из дела, судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
Требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц, потребителей газа в Буденновском районе основаны на результатах проведённой Будённовской межрайонной прокуратурой проверки, в ходе которой установлено, что Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" до 01.05.2013 года для определения поставленного объёма газа принимались к учёту показания приборов учёта газа срок государственной поверки которых истёк, вплоть до момента проведения государственной поверки указанных приборов учета газа.
С 01.05.2013 года Будённовский филиал ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" прекратил принимать к учёту показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потребленного газа указанными абонентами (применяющих для учета поставленного газа приборы учёта срок поверки которых истек) осуществляется Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по нормативам потребления.
Суд первой инстанции и судебная коллегия со ссылкой на положения закона РФ "О газоснабжении в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" пришли к выводу о незаконности действий ответчика по самовольному определению периода, когда должно быть произведено изменение способа определения объёмов потребленного газа абонентами, срок поверки приборов учета газа которых истек. При этом суд исходя из требований п. 3.1.4 типового договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, делает вывод, что на Будённовском филиале ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" лежит обязанность заблаговременно уведомлять абонентов об изменении учёта способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления.
Между тем, указанные выводы основаны на неправильном толковании норм права.
В статье 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" дано понятие газоснабжения как одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, являются обязательными при заключении и исполнении публичных договоров, в частности договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан N 549, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
Пунктом 1.7 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго РФ от 14.10.1996 года, определено, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.
В силу п. 25 Постановления N549, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа если срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил.
Согласно п. 32 этого же Постановления при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Таким образом действующее законодательство, которое регулирует порядок поставки газа для нужд граждан возлагает обязанность именно на потребителя следить за состоянием приборов учета, а значит и за сроком их поверки, и предусматривает последствия пропуска срока такой поверки.
При этом ни типовой договор поставки газа, ни нормативные акты, регулирующие данную сферу, не предусматривают обязательства поставщика предупреждать об истечении срока поверки либо переходе в связи с несоответствием приборов учета нормативным требованиям на иную систему расчета потребленного газа.
Выводы же суда о наличии такой обязанности со ссылкой на положения п. "г" Правил, утвержденных Постановлением N549, основаны на неправильном толковании нормы права.
Согласно указанного положения поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ.
Между тем понятие проверка и поверка не идентичны.
Под проверкой в данном постановлении понимается проведение поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования (п. 16).
Поверка приборов учета газа - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям (п. 3).
Обязанность обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки возложена на абонента (п. 21).
Установление такой обязанности на поставщика, определение периода за который поставщик обязан предупреждать потребителя об изменении способа определения потреблённого объёма газа, а также периода, через который возможен переход на новую систему определения потреблённого объёма газа, является вмешательством в договорную сферу деятельности субъектов данных правоотношений, а также изменением нормативного регулирования правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, что недопустимо.
Моментом, с которого прекращается определение объема поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учета газа является дата истечения срока его очередной поверки (межповерочного интервала), а то, что ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Буденновском районе лишь с 01 мая 2013 года начал осуществлять учет объема потребленного газа по нормам потребления не нарушает ни условий типового договора, ни норм права.
Кроме того судами неправильно применены нормы материального права, а именно п.68 постановления Правительства N354, где указано, что информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Изменение способа определения объема газа не является информацией об изменении тарифов и нормативов.
Тариф, это цена, а норматив, это установленный среднемесячный объем потребления газа (норма).
Цена на газ устанавливается Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации".
Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373.
Согласно пунктам 1 и 3 Порядка нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением.
В рассматриваемой ситуации, ни цена, ни норматив не изменялись, изменился порядок (способ) определения объемов газа.
Несостоятелен также вывод суда о необоснованности начисления платы за газ в период прекращения отопительного сезона по норме включая в плату вид использования газа на отопление жилых помещений по норме 8,2 кубических метров газа на 1 кв.м. отапливаемой площади, в то время как период, за который производилось начисление, не предполагал отопление жилых помещений.
Между тем, согласно п. 32 Постановления N 549 при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Пунктом 38 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21 июля 2008 г. N 549, указано, что объем потребленного газа при использовании его по нескольким видам потребления рассчитывается путем суммирования объемов потребленного газа, использованного по каждому виду потребления.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2006 N 173-п "О нормативах потребления газа населением Ставропольского края", установлено, что годовой объем газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, составляет 98,4 кубического метра (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 21.07.2010 N 235-п).
В ранее действовавшей редакции от 21.12.2007 N 146-п в данном постановлении содержалось указание на то, что годовой объем газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, составляет 98,4 кубического метра и распределяется по месяцам отопительного периода, равного шести месяцам.
Однако на основании протеста прокурора Ставропольского края от 31.05.2010 N 7-09-2010 на постановление Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2007 г. N 146-п указанная редакция была изменена и в действующей редакции данного постановления отсутствует указание на необходимость распределения нормативного объема газа по месяцам отопительного периода.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными.
Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу удовлетворить.
Решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 января 2014 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе судей.
Председательствующий |
В.П. Жеребкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.