Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Логинова Д.А. и Костюниной Н.В.,
при секретаре Годуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области и конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Инзаводоканал" Корчагина Н.Н. на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 04 февраля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе, удовлетворить.
Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия Водопроводно - канализационного хозяйства "Инзаводоканал", выразившееся в обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества:
- 20.11.2013 года жителям улиц Л***, О***, С***, Ш***, М*** г.Инза;
- 21.11.2013 года жителям улицы П*** г.Инза;
- 23.11.2013 года жителям улицы Я*** г.Инза;
- 24.11.2013 года жителям улицы Ш*** г.Инза;
- 26.11.2013 года жителям улиц Л***, С***, С***, Ш***, Ж*** г.Инза;
- 27.11.2013 года жителям улиц С***, Я***, О***, Ж***, Л***, М***, ***-го М*** г.Инза;
- 28.11.2013 года жителям улиц Г***, Н***, Э***, территории Ф***, мкр.К*** г.Инза, жителям, пользующихся питьевой водой из водозабора диатомового комбината и водонапорной башни мкр.К*** г.Инза;
- 29.11.2013 года жителям улиц М***, ***-го М***, С***, Ж***, Я***, Л***, О***, Г***, П***, жителей г.Инза, пользующихся питьевой водой с водозабора П***.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области, выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению граждан, проживающих по вышеуказанным адресам питьевой водой, соответствующей требованиям СанПина 2.1.4.1074-001 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Обязать муниципальное унитарное предприятие Водопроводно - канализационного хозяйства "Инзаводоканал", муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области обеспечивать население г.Инза Ульяновской области питьевой водой, соответствующей требованиям СанПина 2.1.4.1074 - 01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Обязать муниципальное унитарное предприятие Водопроводно - канализационного хозяйства "Инзаводоканал" в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу довести его до сведения потребителей, опубликовав резолютивную часть решения суда в местной газете "Вперед".
Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, пояснения представителей администрации МО "Инзенский район" Амирова Л.Р. и Фролова М.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы администрации МО "Инзенский район", представителя МУП ВКХ "Инзаводоканал" Епифанова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего МУП ВКХ "Инзаводоканал", прокурора прокуратуры Ульяновской области Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Инзенского района Ульяновской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципально му унитарно му предприяти ю Водопроводно - канализационного хозяйства "Инзаводоканал" (далее МУП ВКХ " Инзаводоканал ") , администраци и муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области (далее - а д министрация МО "Инзенский район" ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер по обеспечению граждан, проживающих в г.Инза , питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее СанПин 2.1.4.1074-01), обязании ответчиков обеспечить граждан, проживающих в г.Инзе питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01.
В обоснование требований указал, что по результатам проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере водоснабжения граждан.
В связи с ликвидацией администрации МО "Инзенское городское поселение" полномочия по решению вопросов местного значения переданы администрации муниципального района.
20.11.2013 в прокуратуру Инзенского района из ГУЗ "Инзенская ЦРБ" поступило сообщение о массовом обращении несовершеннолетних в возрасте от 5 до 15 лет с подозрением на ротавирусную инфекцию.
По состоянию на 27.11.2013 в ГУЗ "Инзенская ЦРБ" обратилось 287 человек (из них 226 несовершеннолетних).
В сентябре-октябре 2012 года произведен ремонт Пазухинского водозабора и системы центрального водоснабжения.
В 2013 году (первое полугодие) выполнены работы по ремонту водовода от камеры учета насосной станции до камеры через р. Сюксюмка.
В ходе проверки установлено, что в течение ноября 2013 года на водопроводных участках, запитанных от Пазухинского водозабора, было 4 прорыва сети, впоследствии устраненных.
Согласно экспертному заключению Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в Карсунском районе" от 23.11.2013 лабораторным исследованиям образцов воды, шесть из восьми взятых 21.11.2013 проб питьевой воды холодного водоснабжения г.Инзы не соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям ОКБ от 0,4 до более 240 в 100 мл., ТКБ до более 240 в 100 мл., что свидетельствует о микробиологическом загрязнении питьевой воды.
Согласно данных экспертизы, проведенной ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора в г.Москва" 04.12.2013, в выработке РНК ротавирусов группы А выявлена в 28 из 30 клинических образцов (по результатам типирования 5 изоляторов - G1P (8) генотипа. В двух образцах концентратов воды также была выявлена РНК ротавирусов гр.А.
Так, ротавирусная инфекция выявлена в пробах воды, отобранных 21.11.2013-25.11.2013 в МОУ Инзенская СОШ N 4 и МОУ Инзенская НОШ.
Таким образом, администрацией МО "Инзенский район" и должностными лицами МУП ВКХ "Инзаводоканал" не принято надлежащих мер к обеспечению граждан, проживающих в г.Инзе питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01.
Наличие ротавирусной инфекции в системе центрального водоснабжения г.Инзы свидетельствует о критической ситуации и самоустранении должностных лиц органа местного самоуправления и водоснабжающей организации от решения вопросов питьевого водоснабжения населения. Данный факт ставит под угрозу дальнейшее обеспечение питьевой водой граждан, проживающих в г.Инзе.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконными действия МУП ВКХ "Инзаводоканал", выразившееся в обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества: 20.11.2013 жителям улиц Л***, О***, С***, Ш***, М*** г.Инзы; 21.11.2013 жителям улицы П*** г.Инзы; 23.11.2013 жителям улицы Я*** г.Инзы; 24.11.2013 жителям улицы Ш*** г.Инзы; 26.11.2013 жителям улиц Л***, С***, С***, Ш***, Ж*** г.Инзы; 27.11.2013 жителям улиц С***, Я***, О***, Ж***, Л***, М***, ***-го М*** г.Инзы; 28.11.2013 жителям улиц Г***, Н***, Э***, территории Ф***, мкр.К*** г.Инзы, жителям, пользующихся питьевой водой из водозабора диатомового комбината и водонапорной башни мкр.К*** г.Инзы; 29.11.2013 жителям улиц М***, ***-го М***, С***, Ж***, Я***, Л***, О***, Г***, П***, жителей г.Инзы, пользующихся питьевой водой с водозабора П***; признать незаконным бездействие администрации МО "Инзенский район", выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению граждан, проживающих по вышеуказанным адресам питьевой водой, соответствующей требованиям СанПина 2.1.4.1074-001; обязать МУП ВКХ "Инзаводоканал", МУ администрацию МО "Инзенский район" обеспечивать население г.Инзы питьевой водой, соответствующей требованиям СанПина 2.1.4.1074-01.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области обратилось в суд с иском к МУП ВКХ "Инзаводоканал" о признании противоправными действий по обеспечению подачи холодного водоснабжения ненадлежащего качества, понуждении прекратить нарушение прав потребителей.
В обоснование иска было указано, что в ноябре 2013 года в г.Инзе Ульяновской области зарегистрирована групповая заболеваемость ротавирусной инфекцией с числом пострадавших 308 человек. Заболеваемость регистрировалась по 63 улицам разводящей водопроводной сети Пазухинского водозабора. Причиной заболеваемости ротавирусной инфекцией стало потребление населением некачественной питьевой воды, подаваемой потребителям г.Инза Ульяновской области МУП ВКХ "Инзаводоканал".
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол заседания N16) при администрации МО "Инзенский район" от 20.11.2013 было решено провести однократное хлорирование водопроводной сети г. Инза.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол N18) при администрации МО "Инзенский район" от 21.11.2013 МУП ВКХ "Инзаводоканал" было предписано с 22.11.2013 организовать хлорирование в водопроводной сети и обеспечить контроль за данным мероприятием.
Управлением в отношении МУП ВКХ "Инзаводоканал" с 21.11.2013 по 29.11.2013 была проведена выездная внеплановая проверка.
В результате проведения проверки был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в деятельности МУП ВКХ "Инзаводоканал". Отобранные пробы питьевой воды в г.Инзе Ульяновской области не соответствовали нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01.
Просило признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия МУП ВКХ "Инзаводоканал", выразившиеся в обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества: 20.11.2013 жителей улиц Л***, О***, С***, Ш***, М*** г. Инзы; 21.11.2013 жителей улицы П*** г.Инзы; 23.11.2013 жителей улицы Я*** г. Инзы; 24.11.2013 жителей улицы Ш*** г.Инзы; 26.11.2013 жителей улиц Л***, С***, С***, Ш***, Ж*** г. Инзы; 27.11.2013 жителей улиц С***, Я***, О***, Ж***, Л***, М***, ***-го М*** г. Инзы; 28.11.2013 жителей улиц Г***, Н***, Э***, территории Ф***, мкр. К***, г. Инза, жителей, пользующихся питьевой водой из водозабора диатомового комбината и водонапорной башни мкр. К*** г. Инзы; 29.11.2013 жителей улиц М***, ***-го М***, С***, Ж***, Я***, Л***, О***, Г***, П***, жителей г.Инзы, пользующихся питьевой водой с водозабора П***; обязать МУП ВКХ "Инзаводоканал" прекратить нарушение прав потребителей путем подачи питьевой воды жителям г.Инзы Ульяновской области надлежащего качества в пределах допустимых норм СанПиН 2.1.4.1074-01; в случае удовлетворения заявленных требований обязать МУП ВКХ "Инзаводоканал" в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу довести его до сведения потребителей, опубликовав резолютивную часть решения суда в местной газете "Вперед".
Определением судьи от 23.01.2014 гражданские дела по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области и по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области объединены в одно производство.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Инзенский район" не соглашается с решением суда, просит отменить его в части признания незаконным бездействи администрации, выразившегося в непринятии своевременных мер по обеспечению граждан г.Инза питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-001, возложения обязанности обеспечить население г.Инза питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-001.
В обоснование жалобы указывает, что к вопросам местного значения относится не обеспечение питьевой водой, а организация данного обеспечения. Администрацией МО "Инзенский район" указанный вопрос был разрешен надлежащим образом путем создания МУП ВКХ "Инзаводоканал".
В связи с резким повышением роста заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями в ноябре 2013 года администрацией предприняты комплексные меры.
Полагает, что за ненадлежащее предоставление услуг несет ответственность МУП ВКХ "Инзаводоканал".
По акту приема-передачи имущества в хозяйственное ведение от 28.03.2003 МУП ВКХ "Инзаводоканал" передан водопровод "П***", водопровод Диатомового комбината, водопровод микрорайона К*** и водопровод Ф***. Полагает, что администрация исполнила обязанность, предусмотренную ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий МУП ВКХ "Инзаводоканал" Корчагин Н.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что решение постановлено с нарушением норм процессуального и материального права. Полагает, что истцы могли обратиться в суд лишь с требованиями о прекращении противоправных действий.
На дату подачи искового заявления питьевая вода соответствовала требованиям СанПин 2.1.4.1074-001, поэтому суд незаконно возложил на ответчика обязанность по обеспечению населения водой надлежащего качества.
Со ссылкой на п.3.3.2 и примечания к п.3 СанПин 2.1.4.1074-001 полагает, что вывод суда о некачественной питьевой воде, основанный на однократном исследовании проб воды, является недостоверным.
Указывает, что решение не содержит доводов, по которым суд первой инстанции отклонил возражения МУП ВКХ "Инзаводоканал", поэтому решение не соответствует требованиям ст.198 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу положений ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения относится вопрос организации в границах поселения водоснабжения населения.
Из материалов дела следует, что Советом депутатов МО "Инзенское городское поселение" Инзенского района 19.09.2013 принято решение N*** о ликвидации администрации МО "Инзенское городское поселение". Полномочия по решению вопросов местного значения переданы от администрации МО "Инзенское городское поселение" в администрацию МО "Инзенский район".
Распоряжением Главы Инзенского района Ульяновской области N*** от 26.06.2002 "О создании муниципальных унитарных предприятий" было создано МУП ВКХ "Инзаводоканал".
По акту приема - передачи имущества в хозяйственное ведение от 28.03.2003 Комитет по управлению имуществом Инзенского района передал МУП ВКХ "Инзаводоканал" водопровод "П***", водопровод Диатомового комбината, водопровод микрорайона К*** и водопровод Ф***.
Данное оборудование используется для оказания услуг по хозяйственно-питьевому водоснабжению населению г.Инзы Ульяновской области.
МУП ВКХ "Инзаводоканал" является коммерческой организацией, предприятие создано в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей предприятий, организаций и населения в услугах водоснабжения, канализации, а также получения прибыли. Граждане получают коммунальные услуги на основании заключенных с МУП ВКХ "Инзаводоканал" договоров.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Как следует из ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с п.п."а" п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" качество оказываемой услуги должно соответствовать договору.
Как следует из п.3.2 и п.3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней сети.
Выводы суда первой инстанции о ненадлежащем качестве услуг по подаче холодного водоснабжения подтверждены представленными в дело доказательствами.
С 18.11.2013 по 26.11.2013 в г.Инзе была зарегистрирована вспышечная заболеваемость острыми кишечными инфекциями с количеством заболевших 253 человека, в связи с чем Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе в отношении МУП ВКХ "Инзаводоканал" в период с 21.11.2013 по 29.11.2013 проводилась выездная внеплановая проверка, в ходе которой отбирались пробы воды.
Из протоколов исследования отобранных проб питьевой воды в г.Инзе следует, что вода не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Отобранные пробы питьевой воды в г.Инзе 20.11.2013 на улицах Л***, О***, С***, Ш***, М***, 21.11.2013 на улице П***, 23.11.2013 улице Я*** не соответствовали СанПиН 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям.
Отобранные пробы питьевой воды в г.Инзе 24.11.2013 на улице Ш***, 26.11.2013 на улицах Л***, С*** ***, С***, Ш***, Ж***, 27.11.2013 на улицах О***, С***, Ж***, Л***, М***, Я***, ***-й М***, 28.11.2013 на улицах Г***, Н***, Э***, из водозабора диатомового комбината и водонапорной башни мкр. К***, 29.11.2013 на улицах М***, ***-й М***, С***, Ж***, Я***, Л***, О***, Г***, П***, водозаборе П*** не соответствовали СанПиН 2.1.4.1074-01 по содержанию остаточного свободного хлора.
Отобранные пробы питьевой воды в г.Инзе 27.11.2013 на улицах О*** и Я*** не соответствовали СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим показателям.
Оценивая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что судья районного суда пришел к обоснованным выводам о признании противоправными действий МУП ВКХ "Инзаводоканал" по обеспечению холодного водоснабжения ненадлежащего качества и наличии незаконного бездействия администрации, с учетом чего возложил на ответчиков обязанность по обеспечению населения г.Инзы питьевой водой надлежащего качества.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Исковые заявления в суд поданы в соответствии с требованиями ГПК РФ в пределах предоставленных истцам полномочий.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО "Инзенский район" о надлежащей организации обеспечения питьевой водой и осуществлении комплекса мер в ноябре 2013 основанием для отмены постановленного решения служить не могут.
Полномочия местного самоуправления, установленные ст.14 Федерального закона N131-ФЗ, обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Обеспечение подачи воды в границах поселения в соответствии с гигиеническими нормативами должно быть организовано органом местного самоуправления.
Учитывая вспышечную заболеваемость острыми кишечными инфекциями в г.Инзе в ноябре 2013 судебная коллегия полагает, что принятые местной администрацией меры не обеспечили водоснабжения населения питьевой водой надлежащего качества, что свидетельствует о недостаточности проводимых органом местного самоуправления мероприятий.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требований, заявленных к администрации МО "Инзенский район" у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего МУП ВКХ "Инзаводоканал" о недостоверности исследований проб воды судебной коллегией отклоняются. Нарушений порядка отбора проб воды, либо их исследований, свидетельствующих о недостоверности полученных результатов, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Доказательств обеспечения населения холодным водоснабжением надлежащего качества в периоды времени, в которых действия МУП ВКХ "Инзаводоканал" признаны незаконными, в материалы дела не предоставлено.
Иные доводы жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 04 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области и конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Инзаводоканал" Корчагина Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.