Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.
судей Хреновой Г.И., Полуэктовой С.К.
при секретаре Мерчиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Ленинское городское поселение" Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию муниципального образования "Ленинское городское поселение" Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории: р.п. им. ***, Барышского района, Ульяновской области в 30 метрах от дома N 7 улицы ***, на обочине дороги и в 5 метрах от дороги "Барыш-Николаевка". Размеры загрязненной территории: примерно 15 метров х 50 метров; площадь примерно 50 куб. метров.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обратилось в суд с иском к Администрации муниципального образования "Ленинское городское поселение" Ульяновской области о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории несанкционированных свалок. В обоснование исковых требований указало, что в ходе проведенной проверки деятельности администрации МО "Ленинское городское поселение" Ульяновской области выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно акту фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29 октября 2013 года
N 07-20/13 в 30 метрах от дома N 7 улицы ***, р.п. им. ***, Барышского района, Ульяновской области на обочине дороги и в 5 метрах от дороги "Барыш-Николаевка" образована несанкционированная свалка мусора, кустарника и ТБО (картонные коробки, битое стекло, старый утеплитель, ёмкости из- под строительных смесей, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы и др.), имеются следы слива хозфикальных стоков.
Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечёт возникновение чрезвычайных ситуаций, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде. Просил суд обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Ленинское городское поселение" Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что истцом не соблюден досудебный претензионный порядок; акт N *** фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29 октября 2013 года составлен с нарушением действующего законодательства, в отсутствие представителя администрации муниципального образования "Ленинское городское поселение"; отсутствуют значимые доказательства по делу, в том числе возникают сомнения в наличии и масштабе несанкционированной свалки; отсутствуют привязки приложенных к делу фотоиллюстраций к конкретному участку местности р.п. им. Ленина.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Статьёй 42 Конституции Российской Федерации, статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Статья 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что в ходе проведенной Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области проверки исполнения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно акту фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29.10.2013 N*** в р.п. им. ***, Барышского района, Ульяновской области в 30 метрах от дома N 7 по улице ***, на обочине дороги и в 5 метрах от дороги "Барыш-Николаевка" образована несанкционированная свалка мусора, кустарника и ТБО (картонные коробки, битое стекло, старый утеплитель, ёмкости из- под строительных смесей, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы и др.), обнаружены также следы слива хозфикальных стоков.
Факт существования свалок доказан и не оспаривался в судебном заседании. Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что со стороны администрации МО "Ленинское городское поселение" как органа местного самоуправления не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования.
Администрацией МО "Ленинское городское поселение" не представлено доказательств выполнения надлежащим образом указанной обязанности на территории муниципального образования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучия населения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно постановил решение о возложении на администрацию муниципального образования "Ленинское городское поселение" обязанности по организации ликвидации выявленных несанкционированных свалок.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Ленинское городское поселение" Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.