Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Анцифировой Г.П.
судей Фоминой Н.И., Клубничкиной А.В.,
при секретаре Вороновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 09 апреля 2014 года апелляционную жалобу Клинского управления социальной защиты населения на решение Клинского городского суда Московской области
от 05 февраля 2014 года
по делу по иску Поята Л. к Клинскому управлению социальной защиты населения об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Клинского района Московской области и признании права на получение социальных выплат,
заслушав доклад судьи Фоминой Н.И.,
объяснения представителя Клинского управления социальной защиты населения по доверенности Лакеевой М.А.
УСТАНОВИЛА:
Поята Л. обратилась в суд с иском к Клинскому управлению социальной защиты об установлении юридического факта постоянного проживания ее и несовершеннолетней дочери на территории Клинского района Московской области и признании за ней право на получение социальных выплат на ребенка.
В обоснование заявленных требований указала, что с 16.03.2010 года она проживала по адресу: Московская область, г. Клин, пос. Майданово, д. 15 А.
15.07.2012 года заключила брак с Шевцовым В.А., с указанного времени постоянно проживает по адресу: Московская область, Клинский район, с. Спас-Заулок, ул. Спасская, д. 100. От брака имеет несовершеннолетняя дочь - Шевцову Марию Валентиновну, 29.08.2012 года рождения. Установление факта постоянного проживания ее и ребенка на территории Клинского района необходимо для получения ежемесячного пособия на ребенка.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Клинского управления социальной защиты населения иск не признал и указал, что истица не имеет регистрации на территории Клинского района Московской области.
Решением Клинского городского суда Московской области
от 05февраля 2014 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с постановленным решением суда, Клинское управление социальной защиты населения подало апелляционную жалобу, согласно которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене. Основания для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке предусмотрены статьей 362 ГПК РФ
. В соответствии со ст.264 ГК РФ, суд устанавливает факты от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции счел установленным юридический факт преимущественного проживания истицы и ее несовершеннолетней дочерью в Московской области, а отсутствие постоянной регистрации признал обстоятельством, которое не должно было повлечь за собой отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом допущено неправильное применение норм материального права, а также выводы суда не основаны на обстоятельствах дела.
Согласно ст. 1 Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 1-2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением частей 3, 4 статьи 16, части 2 статьи 19.
Также в соответствии с Порядком назначения, выплаты социальных пособий и финансирования расходов, связанных с их выплатой от 06.03.2006 г. N 153/8 ежемесячные пособия на детей назначаются по месту жительства родителей.
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Получение пособий на детей предусмотрено законом, однако это право носит заявительный характер и пособия назначаются при выполнении истицей определенных действий, в частности, предоставление необходимого пакета документов, предусмотренных законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 06.02.2003 г. N 105-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова А.Я. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с которой введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.
Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, как указал в Определении Конституционный Суд РФ, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
Из указанного следует, что в случаях прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Введение законодателем подобного рода требований учета ( регистрации) граждан обусловлено необходимостью создания условий для граждан в реализации права на меры социальной поддержки, с одной стороны, с другой стороны, - исключение возможности злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
Согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав гражданина.
Из материалов дела усматривается, что Паята Л. является гражданской республики Молдова. Доказательств регистрации ее на территории Российской Федерации в настоящее время не представила.
В период с 16.03.2010 года Паята Л. проживала и имела регистрацию по месту пребывания до 13.11.2013г. по адресу : Московская область, г. Клин, пос. Майданово, д. 15 А
25.07.2012 года истец зарегистрировала брак с гражданином РФ - Шевцовым В.А ... 29.08.2012 года родила дочь Шевцову М.В., которая зарегистрирована по 18.10.2015г. вместе с отцом Шевцовым В.А. по месту пребывания по адресу : Московская область, Клинский район, с. Спас -Заулов, ул. Спасская, д.100. В период с 15.02.2012 года по настоящее время проживает по адресу: Московская область, Клинский район, с. Спас-Заулок, ул. Спасская, д. 100.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения заявления Поята Л. не имелось, установление юридического факта закон связывает с возникновением прав, в данном случае правом на получение пособия на ребенка на территории Московской области. Однако, доказательств законности пребывания на территории Московской области на момент обращения с заявлением о выплате пособия на ребенка истицей представлено не было.
Получение пособий на детей предусмотрено законом, однако это право носит заявительный характер и пособия назначаются при выполнении истицей определенных действий, в частности, предоставление необходимого пакета документов, предусмотренных законом.
Условие о наличии учетных данных по месту жительства в Московской области является обязательным для выплаты пособий на детей в Московской области.
Истица постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеет. Свидетельства о регистрации по месту пребывания в настоящее время при рассмотрении дела также не представила.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения заявления Поята Л. не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда следует отменить и постановить новое решение, котором отказать Поята Л. в удовлетворении заявления.
Учитывая, что представитель ответчика в своих объяснениях указывал что отец ребенка имеющий регистрацию в Московской области может оформить пособие на ребенка, подав соответствующее заявление, нарушений прав ребенка при этом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинского городского суда Московской области от 05 февраля 2014 года отменить и постановить новое решение, которым в удовлетворении иска Поята Л. к Клинскому управлению социальной защиты населения об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Клинского района Московской области и признании права на получение социальных выплат отказать.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.