Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М.В.,
судей Шишкина И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2014 года апелляционную жалобу ОАО "Мособлфармация" на решение Подольского городского суда Московской области от 06 февраля 2014 года по делу по иску Будакова Александра Ивановича к ОАО "Мособлфармация" об обязании обеспечить лекарственными средствами по рецептам, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Истец, Будаков А.И., обратился в суд с иском к ответчику, ОАО "Мособлфармация", об обязании обеспечить лекарственными средствами по рецептам, взыскании неустойки в размере 5 840 руб. за неисполнение договора, штрафа, компенсации морального вреда, который он оценивает в 150 000 руб., мотивируя свои требования тем, что является инвалидом 2 группы, в соответствии с законом имеет право на бесплатное получение лекарственных средств, однако при обращении в аптечные пункты, принадлежащие ответчику, получает либо отказ в связи с отсутствием лекарственных средств, либо рецепты принимаются на обеспечение, отсроченное обслуживание, а впоследствии аннулируются в связи с истечением срока их действия, так и не получая в итоге выписанных по рецептам врача лекарственных средств. Считает, что в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" ответчик, который является монополистом на рынке обеспечения населения лекарственными средствами, должен нести ответственность в виде выплаты в его (Будакова А.И.) пользу неустойки в сумме стоимости не полученных им лекарственных средств по предъявленным рецептам, штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, компенсации морального вреда в размере 150 000 руб.
В судебном заседании Будаков А.И. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик, представитель ОАО "Мособлфармация" по доверенности Лецык Т.Н., в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, считает, что ОАО "Мособлфармация" не является надлежащим ответчиком, и не может нести ответственность за отсутствие лекарственных средств, поскольку осуществляет лишь отпуск лекарств как организация, имеющая сеть аптек, поддержала доводы, указанные в письменном отзыве на исковое заявление (т.1, л.д.29-32).
3-е лицо, представитель Министерства здравоохранения Московской области, в судебное заседание не явился, извещен, исковые требования истца не поддержал, представил письменные возражения по иску (т.2, л.д.26-29).
3-е лицо, представитель ЗАО "Империя-Фарма", в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела, возражений не представил.
3-е лицо, представители Управления здравоохранения Администрации г. Подольска Московской области по доверенности Осборн Е.Б., Маметьев А.Г., в судебное заседание явились, исковые требования истца не поддержали, пояснили, что в полномочия Управления здравоохранения не входит финансирование и обеспечение населения лекарственными средствами, т.к. Управление подает только заявки на обеспечение и осуществляет контроль за их исполнением.
Решением Подольского городского суда от 06.02.2014 г. исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить в части удовлетворения исковых требований Будакова А.И.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части- в части возложения обязанности на ОАО "Мособлфармация" обеспечить Будакова А.И. лекарственными препаратами.
Из представленных материалов усматривается, что Будаков А.И. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Нуждаясь по медицинским показаниям в лекарственных средствах, включенных в Перечень наименований лекарственных средств, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан в соответствии с заключенными государственными контрактами на их поставку, истец обращался в аптеки N 1272, N 1280 ОАО "Мособлфармация" с рецептами на получение лекарственных средств.
Представленные истцом рецепты от 30.09.2013 года 46-13 N 3550300549022892 на препарат "Timololum" в количестве 3 единиц; от 10.09.2013 года 46-13 N 9450300671009204 на препарат "Igly novofain" в количестве 1 единицы; от 07.11.2013 года 46-13 N 3450300302008933 на препарат "Igly Mikrofajn d/shpric-ruchki" в количестве 1 единицы; от 30.09.2013 года 46-13 N 3450300914062517 на препарат "Brinzolamide" в количестве 3 единиц; от 14.10.2013 года 46-13 5450300924008573 на препарат "test-poloski k glukometru Contour TS" в количестве 2 единиц; от 01.11.2013 года 46-13 N 7550300982023855 на препарат "Heparinum-natrium" в количестве 4 единиц, в аптеках ОАО "Мособлфармация" были приняты на обеспечения, однако обслужены не были.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца суд первой инстанции исходил из того, что восстановление нарушенного права истца возможно лишь путем обязания ОАО "Мособлфармация" произвести действия по надлежащему исполнению возложенного на общество обязанности.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
В силу п. 9 ст. 6.1 и подп. 1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).
Указанный Порядок установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
При этом следует учитывать, что с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с последующими изменениями и дополнениями):
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
Финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, установлено ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Правилами предоставления в 2008 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги и дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 873.
Из анализа данных нормативных актов следует, что субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации.
Поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения детей-инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.
Судом при разрешении данного спора не было принято во внимание, что поставщиком лекарственных препаратов является фармацевтическая организация ЗАО "Империя-Фарм" - исполнитель государственного контракта N 1 от 11.01.2013 г. по оказанию услуги на выдачу лекарственных препаратов льготной категории граждан.
ОАО "Мособлфармация" осуществляет только отпуск лекарственных препаратов в рамках Договора OHЛC -1 от 14.01. 2013года, следовательно, ответственность за не поставку исполнителем государственного контракта лекарственных препаратов в аптеки нести не может.
В связи с тем, что предъявление требования к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, судебная коллегия решение в обжалуемой части находит подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Будакова А.И.
При этом данный отказ в удовлетворении иска не лишает истца возможности повторного обращения в суд с тем же требованием к надлежащему ответчику.
Решение в части возмещения судебных расходов понесенных судом в связи с рассмотрением дела также подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Подольского городского суда Московской области от 06 февраля 2014 года в обжалованной части - в части обязания ОАО "Мособлфармация" обеспечить Будакова А.И. лекарственными препаратами в соответствии с рецептами
от 30.09.2013 года 46-13 N 3550300549022892 на препарат "Timololum" в количестве 3 единиц;
от 10.09.2013 года 46-13 N 9450300671009204 на препарат "Igly novofain" в количестве 1 единицы;
от 07.11.2013 года 46-13 N 3450300302008933 на препарат "Igly Mikrofajn d/shpric-ruchki" в количестве 1 единицы;
от 30.09.2013 года 46-13 N 3450300914062517 на препарат "Brinzolamide" в количестве 3 единиц;
от 14.10.2013 года 46-13 5450300924008573 на препарат "test-poloski к glukometru Contour TS" в количестве 2 единиц;
от 01.11.2013 года 46-13 N 7550300982023855 на препарат "Heparinum-natrium" в количестве 4 единиц., взыскания компенсации морального вреда - отменить.
В удовлетворении исковых требований Будакова Александра Ивановича о возложении обязанности на ОАО "Мособлфармация" по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с рецептами
от 30.09.2013 года 46-13 N 3550300549022892 на препарат "Timololum" в количестве 3 единиц;
от 10.09.2013 года 46-13 N 9450300671009204 на препарат "Igly novofain" в количестве 1 единицы;
от 07.11.2013 года 46-13 N 3450300302008933 на препарат "Igly Mikrofajn d/shpric-ruchki" в количестве 1 единицы;
от 30.09.2013 года 46-13 N 3450300914062517 на препарат "Brinzolamide" в количестве 3 единиц;
от 14.10.2013 года 46-13 5450300924008573 на препарат "test-poloski к glukometru Contour TS" в количестве 2 единиц;
от 01.11.2013 года 46-13 N 7550300982023855 на препарат "Heparinum-natrium" в количестве 4 единиц., взыскания компенсации морального вреда - отказать.
Это же решение в части взыскания с ОАО "Мособлфармация" государственной пошлины в размере 200 (двести) руб. отменить.
Апелляционную жалобу ОАО "Мособлфармация" удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.