Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М. В.,
судей Бекловой Ж. В., Цуркан Л. С.,
при секретаре Дьяченко Ю. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2014 года апелляционную жалобу ГУ УПРФ N19 по г. Москве и Московской области на решение Электростальского городского суда Московской области от 23 января 2014 года
по делу по иску Казариновой Светланы Анатольевны к ГУ УПРФ N19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии в связи с лечебной деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии,
заслушав доклад судьи Мертехина М. В.,
объяснения истицы,
УСТАНОВИЛА:
Казаринова С. А. обратилась в суд с указанными требованиями к ГУ УПРФ N19 по г. Москве и Московской области мотивировав их тем, что 20.03.2013 года обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако, решением комиссии от 28.06.2013 года ей было в этом отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа.
На основании изложенного истица просила включить периоды работы: с 23 августа 1982 года по 05 мая 1983 года в должности медсестры родильного отделения Медсанотдела N38; с 08 сентября 1994 года по 30 апреля 1995 года, с 01 июня 1995 года по 31 июля 1995 года, с 01 сентября 1995 года по 29 января 1996 года- в должности фельдшера здравпункта ЭКСК "Опытно-экспериментального завода монтажных конструкций"; с 02 ноября 2010 года по 17 декабря 2010 года- нахождение на курсах повышения квалификации в должности медицинской сестры кабинета ультразвуковой диагностики поликлиники отделения функциональной и ультразвуковой диагностики МУЗ "ЭЦГБ" и назначить ей досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с лечебной деятельностью с 20.03.2013 года.
Представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением суда исковые требования Казариновой С. А. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик просит его отменить в части обязания ГУ УПРФ N19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Казариновой С.А. периода работы с 08.09.1994 года по 30.04.1995 года, с 01.06.1995 года по 31.07.1995 года, с 01.09.1995 года по 29.01.1996 года- в должности фельдшера здравпункта ЭКСК "Опытно-экспериментального завода монтажных конструкций" и назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью с 20.03.2013 года, как постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в указанной части исходя из следующего.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица в спорный период работала в должности фельдшера здравпункта в ЭКСК "Опытно-экспериментального завода монтажных конструкций".
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 г., а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.
В периоды работы истца в должности фельдшера здравпункта в ЭКСК "Опытно-экспериментального завода монтажных конструкций" действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, в данном Списке указан средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 г. N 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377, указан фельдшер.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395, указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Пунктом 15 Примечания приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2011 г. N 233Н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых, хронических профессиональных заболеваниях" здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия).
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" определено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Таким образом, ранее действующее законодательство, как и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривало включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в должности фельдшера в здравпунктах (врачебных, фельдшерских) не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями любых иных организаций.
Из материалов дела следует, что согласно надлежащим образом заверенных копии акта о принятии к эксплуатации физиотерапевтического кабинета з/пункта ЭКСК, копии заключительного акта по приему вновь оборудованного (реконструированного) физиотерапевтического отделения, кабинета в лечебно-профилактическом учреждении Московской области от 10.10.1990 г., подписанного комиссией в составе главного врача Московской областной физиотерапевтической больницы и главного физиотерапевта Московской области завоблфизиоцентром, эксплуатация ФТО, ФТК в г. Электросталь здравпункт ЭКСК для проведения следующих видов лечения: электро-, светолечения, разрешается с 11.10.1990 г. сроком на 20 лет.
Также в соответствии п. 3 Положения в фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденному Министерством здравоохранения СССР от 02.01.1948 года Здравпункт входит в состав поликлиники (амбулатории) при медико-санитарной части, находится на бюджете поликлиники (амбулатории) и работает под ее руководством.
Удовлетворяя исковые требования в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что фельдшерские здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями иных предприятий, были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу, о включении спорных периодов с 08.09.1994 года по 30.04.1995 года, с 01.06.1995 года по 31.07.1995 года, с 01.09.1995 года по 29.01.1996 года - в должности фельдшера здравпункта ЭКСК "Опытно-экспериментального завода монтажных конструкций" в специальный стаж.
С учетом включения указанных периодов в специальный стаж у истицы возникнет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 пп.20 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" с момента обращения, то есть с 20.03.2013 года.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о законности постановленного по делу решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Электростальского городского суда Московской области от 23 января 2014 года в обжалованной части, в части обязания ГУ УПРФ N19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Казариновой Светланы Анатольевны периода работы с 08.09.1994 года по 30.04.1995 года, с 01.06.1995 года по 31.07.1995 года, с 01.09.1995 года по 29.01.1996 года- в должности фельдшера здравпункта ЭКСК "Опытно-экспериментального завода монтажных конструкций" и назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью с 20.03.2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.