Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Беляева Р.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 апреля 2014 г. апелляционную жалобу Патрухина Михаила Александровича на решение Шатурского городского суда Московской области от 27 марта 2014 г. по делу по заявлению Патрухина М.А. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии города Рошаль от 21 февраля 2014 г. N 335 о регистрации кандидата на должность главы городского округа Рошаль Ташкина Алексея Игоревича.
Заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Ташкина А.И., представителя Патрухина М.А. - Глушенкова А.В., представителя Ташкина А.И. - Павлинова А.Б., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов городского округа Рошаль N 1/10 от 21 января 2014 г. назначены досрочные выборы главы городского округа Рошаль на 13 апреля 2014 г. (опубликовано в газете "Рошальский вестник" N 3 (7094) 25 января 2014 г.).
Патрухин М.А., зарегистрированный кандидат на должность главы городского округа Рошаль, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г. Рошаль от 21 февраля 2014 г. N 335 о регистрации кандидата на указанную должность Ташкина А.И. Свои требования мотивировал тем, что территориальная избирательная комиссия не имела права принимать данное решение, поскольку Ташкин А.И. для уведомления о выдвижении кандидатом вместе с поданным 11 февраля 2014 г. заявлением о согласии баллотироваться на должность главы городского округа Рошаль не представил необходимые документы, предусмотренные статьей 23 Закона Московской области от 4 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", а именно, сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за рубежом, и об их расходах по каждой сделке по приобретению имущества, банковская справка, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.
Указывал также на то, что решение съезда или конференции избирательного объединения о выдвижении кандидата, решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, поданы самим кандидатом, а не уполномоченным представителем избирательного объединения. Первый финансовый отчет, уведомление об открытии специального избирательного счета были представлены Ташкиным А.И. лишь 12 февраля 2014 г., неверно указано кандидатом наименование выдвинувшего его избирательного объединения (политическая партия "Справедливая Россия"), вследствие чего он не давал согласия тому избирательному объединению, которое его выдвинуло, названное в оспариваемом решении территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата (местное отделение политической партии ""Справедливая Россия"").
Решением Шатурского городского суда Московской области от 27 марта 2014 г. отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Патрухин М.А просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд пришел к неверным выводам относительно обстоятельств дела и вынес решение с нарушением норм материального права.
Выслушав объяснения объяснения Ташкина А.И., представителя Патрухина М.А. - Глушенкова А.В., представителя Ташкина А.И. - Павлинова А.Б., заключение прокурора Тришиной В.В., изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания для отказа в регистрации кандидата перечислены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в пункте 24 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Судом установлено, что 11 февраля 2014 г. Ташкин А.И. подал в территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться на должность главы городского округа Рошаль и представил пакет документов, необходимых для приобретения статуса зарегистрированного кандидата. 12 февраля 2014 г. представил недостающие документы, подтверждающие сведения о кандидате на должность главы городского округа Рошаль. После получения уведомления о том, что в представленных им документах выявлена неполнота сведений и несоблюдение требований закона к оформлению документов, 19 февраля 2014 г. Ташкин А.И. устранил перечисленные в уведомлении недостатки.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что запись о создании некоммерческой организации Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Московской области внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 3 февраля 2003 г. Кандидатура Ташкина А.И. выдвинута местным отделением политической партии "Справедливая Россия" в городском округе Рошаль и Шатурском районе Московской области, которое на выборах в представительный орган названного муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения, являющимся структурным подразделением политической партии "Справедливая Россия", в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" государственной регистрации не подлежит. Решением бюро Совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Московской области от 29 января 2014 г. кандидатура Ташкина А.И. согласована для выдвижения кандидатом на должность главы городского округа Рошаль Московской области. При наличии решения о создании местного отделения политической партии представление в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата нотариально заверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения не требовалось.
Исходя из изложенного, судебная коллегия признает обоснованными выводы суда о том, что согласование местным отделением партии кандидатуры на выборные должности с ее региональным отделением не изменяет правовой статус местного отделения партии, как избирательного объединения, наделенного законом правом выдвигать своих членов кандидатами в депутаты. Представление в избирательную комиссию документов для регистрации самим кандидатом, а не уполномоченным представителем, в силу статьи 38 Федерального закона
от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 24 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" не является основанием к отказу в его регистрации.
То обстоятельство, что первый финансовый отчет представлен не в один день с заявлением, не опровергает вывод суда об отсутствии нарушений, поскольку законодательство не содержит требований о представлении одновременно с заявлением указанного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации пункт 1 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов (определение от 1 июня 2010 г. N 784-О-О).
Отсутствие среди документов, представленных на регистрацию Ташкиным А.И., банковской справки при наличии первого финансового отчета не является основанием для отмены регистрации кандидата. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" не предусмотрена обязанность кандидата представлять вместе с первым финансовым отчетом указанной справки.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями действующим избирательным законодательством и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 1 июня 2010 г. N 784-О-О, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы городского округа Рошаль Ташкина А.И.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, причин для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шатурского городского суда Московской области от 27 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Патрухина Михаила Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.