Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Трушкине Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 апреля 2014 года апелляционную жалобу Администрации г. Серпухова Московской области на решение Серпуховского городского суда Московской области от 19 февраля 2014 года по делу по заявлению Гуровой Л.В. об оспаривании отказа Администрации г. Серпухова Московской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Администрации г. Серпухова Московской области - Сизоновой Т.В., представителя Гуровой Л.В. - Черенкова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Гурова Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации г. Серпухова Московской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала.
В обоснование заявленных требований Гурова Л.В. указала, что 13.12.2013 Администрация г. Серпухова Московской области отказала в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 18 кв. м, находящегося по адресу: "данные изъяты" , по тем основаниям, что данный земельный участок находится в зоне Ж-8Б, в которой не предусмотрен вид разрешенного использования "отдельно стоящие гаражи".
Заявитель считает отказ незаконным, нарушающим ее право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности гараж.
В судебном заседании представитель заявителя Черенков С.В. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель Администрации г. Серпухова Московской области Сизонова Т.В. с заявлением не согласилась.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 19 февраля 2014 года заявление Гуровой Л.В. удовлетворено. Суд признал незаконным отказ Администрации г. Серпухова Московской области от 13.12.2013 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала, расположенного по адресу: "данные изъяты" .
Не согласившись с указанным решением, Администрация г. Серпухова Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Гурова Л.В. не явилась. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя Администрации г. Серпухова Московской области - Сизоновой Т.В., представителя Гуровой Л.В. - Черенкова С.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что Гурова Л.В. является собственником гаража, площадью 14,8 кв. м, расположенного по адресу: "данные изъяты" (л.д. 5).
14.11.2013 Гурова Л.В. обратилась в Администрацию г. Серпухова Московской области с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории г. Серпухова (л.д. 14).
13.12.2013 Администрация г. Серпухова Московской области отказала Гуровой Л.В. в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 18 кв. м, по адресу: "данные изъяты" , по тем основаниям, что указанный земельный участок находится в зоне Ж-8Б - зона застройки многоквартирными жилыми домами городского центра переменной этажности высотой до 51 м, в которой не предусмотрен вид разрешенного использования "отдельно стоящие гаражи".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок гражданин обращается в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как установил суд, заявитель имеет право на приватизацию соответствующей части земельного участка, занятой гаражом и необходимой для его использования. Испрашиваемый земельный участок на кадастровом учёте не стоит, сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель правомерно обратилась в орган местного самоуправления за утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Невыполнение Администрацией г. Серпухова обязанности по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка препятствует заявителю за свой счёт выполнить кадастровые работы в отношении этого земельного участка и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Также верным является вывод суда о необоснованности требования Администрации г. Серпухова представить акт согласования границ земельного участка, так как перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, и Администрация г. Серпухова не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов.
Кроме того, Земельным кодексом РФ не предусмотрена возможность отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине его нахождения в какой-либо зоне застройки.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Серпухова Московской области не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 19 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Серпухова Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.