Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М.В.,
судей Цуркан Л.С., Бекловой Ж.В.,
при секретаре Дьяченко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2014 года апелляционную жалобу Яшкина Ф.А. на решение Электростальского городского суда Московской области от 27 февраля 2014 года по делу по иску Яшкина Федора Алексеевича к Электростальскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, Министерству социальной защиты населения Московской области о выплате компенсации стоимости путевки,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца, представителя ответчиков,
УСТАНОВИЛА:
Яшкин Ф.А. обратился в суд с иском к Электростальскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области с просьбой взыскать в его пользу компенсацию в размере средней стоимости путевки в санаторий по Московской области за не предоставленную путевку в 2013 году.
Свои требования мотивировал тем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 года, в связи с чем, имеет право на социальный пакет, а именно - санаторно-курортное лечение, проезд и лекарство по рецепту врача. 21 января 2013 года он обратился с необходимыми документами за предоставлением путевки в санаторий. Путевка до настоящего времени не предоставлена. Ответчик отказал ему в выделении путевки.
В ходе рассмотрения гражданского дела в судебном заседании 03.02.2014 года в качестве соответчиков было привлечено Министерство социальной защиты населения Московской области.
В судебном заседании истец Яшкин Ф.А. настаивал на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что он приносил необходимую медицинскую справку в Электростальское управление социальной защиты населения Московской области в 2013 году в январе и в июле 2013 года. До этого каждый год ездил по путевкам в санаторий. Уточнил, что средняя стоимость путевки в санаторий по Московской области составляет 25000 - 30000 рублей, данную сумму просил взыскать в качестве компенсации.
Представитель ответчиков - Электростальского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, Министерства социальной защиты населения Московской области по доверенности Прудникова Ю.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 27 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований Яшкину Ф.А. было отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец Яшкин Ф.А. обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Из пункта 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (в ред. от 01.03.2012) следует, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
С 2011 года федеральные полномочия по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно гражданам - получателям набора социальных услуг, проживающим в Московской области, переданы Правительству Московской области.
Из материалов дела следует, что истец Яшкин Ф.А. является участником последствий ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 года, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, было установлено, что 21.01.2013 года истец обращался в Управление с заявлением о предоставлении ему путевки в 2013 году, был поставлен на очередь на обеспечение санаторно-курортной путевкой в 2013 году.
На письменное заявление Яшкина Ф.А. от 12.09.2013 года, и.о. начальника Управления сообщил, что обеспечить его санаторно-курортной путевкой в сентябре 2013 года не представляется возможным в виду их отсутствия на данный период времени. Также истцу сообщили, что его заявление будет рассмотрено Комиссией по распределению путевок на санаторно-курортное лечение и ему сообщат о поступлении путевок и решении Комиссии.
Письмом от 23.10.2013 года N7901-1399 исх. начальником Управления Яшкину Ф.А. было сообщено, что закупка путевок на 2013 год завершена и предоставление санаторно-курортной путевки не представляется возможным.
В соответствии с положениями статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Следовательно, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Истец Яшкин Ф.А. от ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости путевки отказался, что подтвердил при рассмотрении настоящего дела.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции в том, что оснований к взысканию в пользу истца стоимости санаторно-курортного лечения не имеется, поскольку возможность выплаты денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение не предусмотрена Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Ссылка истца на нормы Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" несостоятельны, поскольку данным Федеральным законом регулируются иные отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Электростальского городского суда Московской области от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яшкина Ф.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.