Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Ильичёвой Е.В., Стаховой Т.М.
с участием прокурора
Тимуш А.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 марта 2014 года апелляционную жалобу Глабеца Федора Венедиктовича на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ... по заявлению Глабеца Федора Венедиктовича, Березуцкого Виктора Ивановича, Касаткиной Екатерины Владимировны об оспаривании решения Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О принятии Устава муниципального образования муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)" в части принятия п. 2 ст. 27 Устава,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявителя Глабеца Ф.В. - Шохина Т.А., представителя заявителя Касаткиной Е.В.- Идрисова Д.Р., представителя заинтересованного лица - Муниципального совета внутригородского муниципального образования Муниципального округа Васильевский Санкт-Петербурга - Найденова К.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глабец Ф.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента принятия решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О принятии Устава Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)", пункта 2 ст. 27 Устава Муниципального образования Муниципальный округа Васильевский Санкт-Петербурга, принятого указанным решением. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым решением принят устав муниципального образования муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга, в силу п.2 ст. 27 которого срок полномочий депутатов продлен с четырех до пяти лет. Заявитель полагает, что неуказание в п.2 ст. 27 Устава на то, что данное положение не распространяется на действующих депутатов 4 созыва, нарушает п.2 ст. 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Также ссылался на неопубликование в установленный законом срок проекта Устава и решения, на отсутствие кворума при принятии оспариваемого решения. Заявитель полагает, что оспариваемые нормативные акты нарушают права граждан Российской Федерации, включая права заявителя, осуществлять местное самоуправление через своих представителей, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
Березуцкий В.И. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О принятии Устава Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)". В обоснование заявленных требований, ссылался на указанные выше основания, в том числе: на неуказание в Уставе на то, что пятилетний срок полномочий не распространяется на депутатов четвертого созыва, на нарушение процедурных норм при принятии решения, а именно: на отсутствие обходимого кворума в 2/3 голосов депутатов и на неопубликование проекта решения и устава не менее чем за тридцать дней до даты рассмотрения указанного вопроса.
Касаткина Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятии решения Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О принятии Устава Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)" в части принятия п.2 ст. 27 Устава Муниципального образования Муниципального округа Васильевский Санкт-Петербурга. В обоснование заявленных требований указала, что место ее постоянного проживания относится к территории Муниципального округа Васильевский, в силу чего она обладает правом избирать и быть избранной в органы местного самоуправления. Вследствие неуказания в п.2 ст.27 Устава на то, что норма о пятилетнем сроке полномочий депутатов не распространяется на действующий муниципальный совет четвертого созыва, фактически продлевает срок полномочий депутатов с 4 до 5 лет, что нарушает положения п.2 ст. 8 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", нарушает права граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, осуществлять местное самоуправление через своих представителей.
Определением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", ввиду однородности заявленных Глабецом В.Ф. и Березуцким В.И. требований, гражданские дела по данным заявлениям объединены в одно производство с присвоением гражданскому делу N ...
Определением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", ввиду однородности заявленных требований, гражданское дело N ... по заявлениям Глабеца В.Ф., Березуцкого В.И. и гражданское дело N ... по заявление Касаткиной Е.В. объединены в одно производство с присвоением гражданскому делу N ...
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных требований Глабецу Ф.В., Березуцкому В.И ... Касаткиной Е.В.- отказано.
В апелляционной жалобе Глабец Ф.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заявители - Глабец Ф.В., Касаткина Е.В., Березуцкий В.И. не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ. Глабец Ф.В. извещен "дата" лично по телефону, Березуцкий В.И. извещен "дата" посредством направления судебной повестки, Касаткина Е.В. извещена "дата" посредством направления судебной повестки, а также извещена путем направления телеграммы "дата". Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителей.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Из материалов дела следует, что в силу п. 2 ст. 21 Устава Муниципального образования Муниципального округа Васильевский Санкт-Петербурга, принятого постановлением Муниципального совета Муниципального образования Муниципальный округ N ... от "дата" N ... , зарегистрированного Главным управлением Министерства Юстиции РФ по Северо-Западному Федеральному округу "дата" за номером N ... , Муниципальный совет избирается населением Муниципального образования на 4 года, в исключительном ведении совета находится принятие Устава Муниципального образования Муниципального округа N ... Санкт-Петербурга и внесение в него изменений и дополнений.
"дата" Муниципальным советом внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга было принято решение N ... "О принятии Устава Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)", в соответствии с которым п. 2 ст. 27 установлен новый срок полномочий Муниципального совета Муниципального образования - 5 лет.
Частью 4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случаев, установленных статьями 81.1 и 82 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.
Как установлено судом, в решении Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О принятии Устава муниципального образования муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)" не определено, что увеличенный до пяти лет срок полномочий депутатов органов местного самоуправления распространяется на депутатов действующего Муниципального совета четвертого созыва, избранных "дата".
С учетом приведенных правовых норм, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О принятии Устава Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)" не противоречит действующему законодательству.
Доводы заявителя Глабеца Ф.В. о нарушении процедуры опубликования нормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления, являются несостоятельными.
Так, ч.2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (ч.4 ст.44 названного Федерального закона).
В соответствии с ч.5 ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Частью 6 ст. 44 приведенного Федерального закона предусмотрено, что Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ч.8 ст. 44 указанного Закона, Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
В силу ст. 22 Устава Муниципального образования Муниципального округа Васильевский Санкт-Петербурга, принятого "дата", муниципальный совет состоит из 10 депутатов, которые избираются жителями муниципального образования на муниципальных выборах по двум пятимандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования, таким образом, кворум, необходимый для принятия решений о внесении изменений в Устав муниципального образования, составляет 7 и более голосов депутатов.
Положениями ст. 52 Устава Муниципального образования Муниципального округа Васильевский Санкт-Петербурга, принятого "дата", решение о внесении изменений и дополнений в Устав Муниципального образования принимается не менее чем 2/3 голосов от установленной численности депутатов.
Согласно протоколу N ... очередного заседания Муниципального совета округа Васильевский от "дата" в голосовании по вопросу принятии Устава Муниципального образования в первом чтении и во втором чтении (вопросы 4, 5 повестки дня) принимали участие 7 депутатов, решение принято единогласно.
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу принятия Устава было опубликовано в газете " Муниципальный вестник округа N 8", дата выпуска "дата". Проект обжалуемого заявителем решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга был опубликован в специальном выпуске этой же газеты в "дата".
Согласно Протоколу публичных слушаний, опубликованному в газете " Муниципальный вестник округа N 8" в "дата", сообщалось, что "дата" состоялись публичные слушания по вопросу внесения изменений и дополнений в устав Муниципального образования Муниципального округа Васильевский Санкт-Петербурга.
Устав Муниципального образования Муниципального округа Васильевский Санкт-Петербурга, принятый решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... , зарегистрирован Главным управлением Министерства Юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "дата" с присвоением дарственного регистрационного номера N ...
Решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О принятии Устава Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)" и текст Устава опубликованы в газете " Муниципальный вестнике округа N 8" в "дата", подписанным в печать "дата".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принятия решения Муниципальным советом внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга от "дата" N ... "О принятии Устава Муниципального образования Муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (во втором чтении)", а также порядок проведения публичных слушаний, опубликование проекта решения и изменений в Устав, соблюдены в полном объеме.
В связи с чем, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры принятия решения, порядка проведения публичных слушаний и опубликование проекта решения, несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.