Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Ильичёвой Е.В., Стаховой Т.М.,
при секретаре
У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 марта 2014 года апелляционную жалобу З. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ... по иску З. к администрации Центрального района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа об обязании представить жилое помещение во внеочередном порядке,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения истца - З.., представителя ответчика - администрации Центрального района Санкт-Петербурга, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации Центрального района Санкт-Петербурга о включении его в список в целях предоставления во внеочередном порядке жилого помещения. В обоснование заявленных требований З. указал, что он, родившийся в "дата" и проживающий по адресу: "адрес", до 23-летнего возраста относился к категории детей-сирот, пользовался правами, предусмотренными ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другими нормативно-правовыми актами. Однако право на предоставление жилого помещения не реализовал. В целях реализации своего права на предоставление жилого помещения по основаниям и в порядке, предусмотренном ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции от 01.01.2013 года, истец "дата" обратился с заявлением в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга, в котором просил включить его в список в целях предоставления жилого помещения во внеочередном порядке и по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 8 указанного закона. "дата" Администрацией в адрес истца был направлен ответ на его заявление, однако указанный ответ не содержал сведений о включении либо об отказе во включении в список. На личном приеме заместителя главы районной Администрации истцу было указано на то, что оснований для предоставления ему во внеочередном порядке жилого помещения, у Администрации не имеется. Истец считает, что ему было в устной форме отказано в удовлетворении его заявления о включении в список в целях предоставления жилого помещения. З. считает данный отказ незаконным, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных требований З. - отказано.
В апелляционной жалобе З. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что З.., "дата" года рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: "дата", в квартире, принадлежащей на праве собственности родственнику истца - З.
Распоряжением администрации Центрального района Санкт-Петербурга от "дата" N ... над несовершеннолетним на тот период З. была установлена опека, в связи с тем, что мать З. умерла, отца нет.
Согласно представленному в материалы дела уведомлению об отсутствии в ЕГРПН на недвижимое имущество и сделок с ним, на территории РФ недвижимого имущества на праве собственности З. не имеет.
"дата" З. обратился в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил включить его в список лиц - детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда.
Письмом администрации Центрального района Санкт-Петербурга от "дата" N ... З. сообщалось, что в связи с внесением изменений с 01.01.2013 года в ст. 8 Федерального закона от 29.02.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", порядок и условия признания невозможным проживания категории детей-сирот в жилых помещениях на территории Санкт-Петербурга, в отношении которых они наделены имущественными правами, не утверждены и находятся на стадии согласования.
В ходе судебного разбирательства, письмом администрации Центрального района Санкт-Петербурга от "дата" З. сообщалось, что, учитывая возможность его проживания по адресу: "адрес", а также превышения установленного законом возрастного критерия - 23 лет, положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по обеспечению истца жилым помещением, на него не распространяются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для включения истца в список в целях предоставления во внеочередном порядке жилого помещения не имеется, поскольку в настоящее время истец не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ.
Судебная коллегия находит правильным постановленное по делу решение суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии основании в удовлетворении исковых требований, поскольку истец обратился за реализацией своего права на получение жилого помещения в "дата" в возрасте 28 лет.
Судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения истец не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади и не был поставлен на соответствующий учет, т.е. на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, а также ст. 1 данного закона, не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 года, в соответствии с которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста. Истец на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений до достижения 23 лет поставлен не был.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.