Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ильичёвой Е.В., Селезнёвой Е.Н.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3347/13 по апелляционной жалобе Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по заявлению Бубенко А.Е. об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителя и его представителя Калугиной Е.В. (по доверенности), представителя заинтересованного лица Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Алексеевой Т.А. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Бубенко А.Е. обратился в Пушкинский районный суд Санкт- Петербурга с заявлением, в котором оспаривал решение Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от "дата" N ... о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование поданного в суд заявления Бубенко А.Е. ссылался на то обстоятельство, что в соответствии решением жилищной комиссии СКА Ленинградского военного округа "дата", оформленным Протоколом N ... , признан нуждающимся в жилом помещении и включён в списки очередников на получение жилой площади, однако, при увольнении с военной службы жилым помещением обеспечен не был и остался проживать в служебном жилом помещении - "адрес"
По мнению заявителя, оспариваемое им решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации противоречит статьям 55, 56 ЖК Российской Федерации и препятствует в реализации его права на заключение договора социального найма на предоставленное ему жилое помещение - "адрес"
Решением Пушкинского районного суда г. Санкт-Петербурга от "дата" заявление Бубенко А.Е. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просил отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Представитель заинтересованного лица ГУ "Спортивный клуб армии Ленинградского военного округа" в заседание суда апелляционной инстанции не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен посредством факсимильной связи - в соответствии с правилами статьи 113 ГПК Российской Федерации. Согласно статьям 257 (ч.2), 327 (ч.1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением жилищной комиссии войсковой части Бубенко А.Е. предоставлено жилое помещение на семью из трёх человек (сам Бубенко А.Е., дочь - Б., жена - Б.) в виде отдельной двухкомнатной квартиры, по адресу: "адрес"; жилое помещение по указанному адресу предоставлено заявителю по месту прохождения военной службы.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ... Бубенко А.Е. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" (л.д. 22).
Как видно из решения Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ... , основанием для удовлетворения иска Б. (супруги заявителя) послужило заявление Бубенко А.Е. о признании им иска.
В дальнейшем квартира передана в общую долевую собственность Б ... и Б. (дочь заявителя) в равных долях на основании договора о бесплатной передаче квартиры в собственность (приватизации) от "дата".
"дата" приказом начальника Спортивного клуба Армии Ленинградского военного округа, изданным на основании приказа Командующего войсками Ленинградского военного округа от "дата" N ... , Бубенко А.Е. уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 статьи 51 (по состоянию здоровья) и направлен на учёт в отдел Военного комиссариата г. Санкт-Петербург по Пушкинскому и Колпинскому районам (л.д. 28).
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от "дата" N ... заявителю предоставлена отдельная однокомнатная квартира, общей площадью " ... " по адресу: "адрес", по договору социального найма (л.д. 13).
На основании указанного решения "дата" между Бубенко А.Е., с одной стороны, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, с другой стороны, заключён договор социального найма N ... квартиры "адрес" (л.д. 12).
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от "дата" отменено решение этого же управления жилищного обеспечения от "дата" N ... о предоставлении Бубенко А.Е. жилого помещения по договору социального найма (л.д. 14).
Как видно из решения от "дата", основанием для его принятия послужило другое решение начальника управления ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - от "дата" N ... , которым Бубенко А.Е. снят с учёта лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с реализацией им права на обеспечение жилым помещением, предусмотренного статьёй 15 Федерального закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (л.д. 9-11).
В этом же решении ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, указано, что основанием для снятия заявителя с учёта послужило установление факта незаконности принятия жилищной комиссией решения о принятии Бубенко А.Е. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в связи с предоставлением ему за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации квартиры "адрес"
Разрешая заявление (жалобу) Бубенко А.Е. по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности принятия заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях решением жилищной комиссии СКА Ленинградского военного округа, поскольку пятилетний срок, установленный частью 8 статьи 57 ЖК Российской Федерации, к моменту вынесения жилищной комиссией данного решения истёк.
С доводом суда первой инстанции о законности принятого жилищной комиссией решения согласиться нельзя.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
Таким образом, исходя из анализа приведенных положений закона, которые подлежат применению в их системном единстве, следует, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Следовательно, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации предусматривают возможность снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В ходе рассмотрения дела не нашёл своего подтверждения довод Бубено А.Е. о том, что отдельная двухкомнатная квартира "адрес" была предоставлена ему Жилищным комитетом Санкт-Петербурга не за счёт средств, выделяемых Министерству обороны РФ, но из жилищного фонда Санкт-Петербурга в связи с особыми достижениями в области спорта СКА Ленинградского военного округа и его (заявителя) личным участием в работе названного спортивного общества (протокол судебного заседания от "дата").
Так, согласно распоряжению Жилищного комитета Санкт-Петербурга от "дата" N ... , на основании которого Бубенко А.Е. выдан ордер на семью из трёх человек на вселение в квартиру "адрес", указанное жилое помещение предоставлялось для заселения Квартирно-эксплуатационным управлением Ленинградского военного округа (п. 11 распоряжения) - л.д. 195-196.
Как видно из списка, сформированного КЭУ Ленинградского военного округа и направленного в Жилищный комитет Санкт-Петербурга, жилые помещения (квартиры) в доме "адрес" предоставлялись военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях (бесквартирным), в том числе и Бубенко А.Е., из вновь построенного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации - л.д. 197.
"адрес" соответствовала норме предоставления жилой площади, установленной в данном субъекте Российской Федерации Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утверждённых решением Ленгорисполкома и Леноблсовпрофа от "дата" N ... - по 9 кв.м. жилой площади на каждого члена семьи.
Утрата заявителем права пользования предоставленным ему жилым помещением не могло являться основанием для повторного принятия Бубенко А.Е. на учёт нуждающихся в жилых помещениях органами военного управления (жилищной комиссией войсковой части) и обеспечения его жилой площадью в льготном порядке, предусмотренном статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку последующее обеспечение граждан, уволенных с военной службы и реализовавших право на жильё, возможно только на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа местного самоуправления органа исполнительной власти по избранному месту жительства.
Довод заявителя о том, что ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ не обладало полномочиями на принятие решения о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, несостоятелен, поскольку такие полномочия Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его специализированным организациям, в том числе названному региональному управлению жилищного обеспечения, предоставлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" N ... , а также Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" N 1280.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ следует признать правильным.
При установленных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявления Бубенко А.Е., у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N 2-3347/13 отменить.
В удовлетворении заявления Бубенко А.Е. об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от "дата" N ... о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.