Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бакуменко Т.Н., Селезнёвой Е.Н.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6612/2013 по апелляционной жалобе Калинина А.В. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по заявлению Калинина А.В. об оспаривании распоряжения администрации Калининского района Санкт-Петербурга о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителя Калинина А.В. его представителя адвоката Анисимова О.М. (по ордеру), представителя заинтересованного лица администрации Калининского района Санкт-Петербурга - Кругликова О.Ю. (по доверенности), представителя заинтересованных лиц УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Никодимова Н.Н. (по доверенностям), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Калинин А.В. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором, с учётом дополнений, внесённых в соответствии со статьёй 39 ГПК Российской Федерации (л.д. 59-62), просил признать распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Калинин А.В. просил суд возложить на районную администрацию обязанность восстановить его на учёте нуждающихся в жилых помещениях с прежним порядковым номером очерёдности.
В обоснование поданного в суд заявления Калинин А.В. ссылался на то обстоятельство, что "дата" он был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за время нахождения на данном виде учёта жилой площадью не обеспечивался, однако, распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... был снят с учёт со ссылкой на основание, предусмотренное пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации - утраты им оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявления Калинину А.В. отказано.
С постановленным по делу решением Калинин А.В. не согласился, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Супруга заявителя К., привлечённая к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. О времени и месте судебного разбирательства извещена в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации посредством почтовой связи. Согласно статьям 257 (ч. 2), 327 (ч.1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
В период с "дата" по "дата" Калинин А.В. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Приказом исполняющего обязанности Главного управления ФСИН России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области от "дата" Калинин А.В. уволен со службы с "дата" по основанию, предусмотренному пунктом "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного совета Российской Федерации от "дата" N ... - в связи с сокращением штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Общая продолжительность службы Калинина А.В. по состоянию на "дата" в календарном исчислении составляет " ... ", в льготном исчислении - " ... "
Калинин А.В. с "дата" зарегистрирован и постоянно проживает в общежитии, принадлежащем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенном по адресу: "адрес"
Согласно справке жилищного отдела администрации Калининского района Санкт-Петербурга, Калинин А.В., на основании распоряжения названной районной администрации от "дата" N ... , принят и состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... , Калинин А.В. снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации - в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.8).
Отказывая Калинину А.В. в удовлетворении заявления суд первой инстанции признал обоснованным вывод районной администрации о том, что по результатам проведённой в мае 2013 года актуализации данных учёта граждан, нуждающихся в жилых помещения, Калинин А.В. не мог быть отнесён к категории малоимущих граждан, в связи с чем, утратил основания состоять на данном виде учёта.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации бесплатно или за доступную плату жилое помещение из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами предоставляется малоимущим, а также иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания, дающие гражданам право на получение жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, приведены в статье 49 ЖК Российской Федерации.
Так, согласно части 2 статьи 49 ЖК Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при этом, малоимущими гражданами в указанных целях являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В свою очередь, пунктом 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, предусмотрено, что на учёт нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, указанных в этой же статье Закона категорий, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в том числе, граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьёй 2 данного Закона Санкт-Петербурга.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, в целях данного Закона малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге. При этом, размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи или ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина, а также размер стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, или стоимости находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина имущества определяется в соответствии с установленными Методиками (Приложения 1; 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65).
В соответствии с пунктом 3.1. Методики (Приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65), при определении стоимости находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина имущества учитываются следующие виды подлежащего налогообложению имущества: жилые помещения, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; земельные участки; транспортные средства.
Как видно из письменных возражений представителя администрации Калининского района Санкт-Петербурга (л.д. 52-53), на основании представленных Калининым А.В. документов о полученных доходах за 2012 год и за первые четыре месяца 2013 года, учитываемых в соответствии с Методикой для определения размера среднемесячного дохода в целях отнесения гражданина к категории малоимущих граждан, размер ежемесячного дохода на каждого члена семьи Калинина А.В. (самого Калинина А.В., супруга К. сына К.) составил " ... "., тогда как двукратный размер официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения за первый квартал 2013 года составил " ... "
Тем не менее, само по себе, получение районной администрацией сведений о том, что размер среднемесячного дохода приходящегося на каждого члена семьи гражданина, состоящего (состоящих) на учёте нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, превышал в течение 12-ти месячного периода, предшествующего актуализации данных учётного дела двукратную официально установленную в Санкт-Петербурге величину прожиточного минимума на душу населения, не может являться основанием для решения о снятии такого гражданина с данного вида учёта.
Определяя в пункте 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 критерии отнесения гражданина к категории малоимущих в целях возникновения у него права на обеспечение жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда, законодатель указал, что стоимость находящегося в собственности такого гражданина имущества не должна превышать десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.
То есть, по смыслу приведённого выше законоположения, для целей реализации Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, к категории малоимущим не может быть отнесён такой гражданин, совокупная стоимость имущества которого, учитываемого в соответствии с данным Законом (недвижимого имущества и транспортных средств), позволяет ему приобрести по рыночной стоимости более 10 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно статье 128 ГК Российской Федерации, наличные и безналичные денежные средства, также как и иные вещи, являются объектом гражданских прав и входят в состав имущества гражданина.
Таким образом, при решении уполномоченным органом, к компетенции которого относится ведение учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного (муниципального) жилищного фонда, вопроса о снятии с гражданина с такого вида учёта по причине утраты им оснований отнесения к категории малоимущих граждан, должен соблюдаться единый принцип имущественной состоятельности гражданина, определённый законодателем в пункте 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, - превышение десятикратной средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 24.10.2000 N 542-63 (ред. от 18.11.2009) "О порядке определения прожиточного минимума и потребительской корзины в Санкт-Петербурге", величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Санкт-Петербурге (за исключением случаев её применения для установления социальной доплаты к пенсии) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины в Санкт-Петербурге и данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Понятие превышения двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, при получении гражданином дохода, используемое законодателем в Законе Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 в качестве критерия невозможности отнесения гражданина к категории малоимущих граждан, предполагает возможным капитализацию гражданином денежных средств в части превышающей месячный уровень его обязательных затрат на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходы по платежам и сборам, в связи с чем, в целях решения вопроса о снятии гражданина с учёта нуждающихся в жилых помещениях при получении в результате актуализации данных учётного дела сведений о получении им дохода превышающего двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, следует установить, мог ли такой доход привести к образованию у гражданина суммы денежных средств эквивалентной десятикратной средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.
Поскольку в связи с внесением в пункт 3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 Законом Санкт-Петербурга от 06.06.2012 N 281-50 изменений, актуализация данных учётного дела производится ежегодно, то сведения о доходах гражданина, полученные в результате каждой актуализации, могут учитываться в своей совокупности и отражаться в учётном деле в соответствии с пунктом 7 статьи 9 этого же Закона.
Иное толкование положений статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, после внесения в данный закон изменений, обязывающих уполномоченный орган производить актуализацию данных не только при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, но ежегодно, позволило бы снять с учёта нуждающихся в жилых помещениях всех граждан, принятых на учёт после 01 марта 2005 года, в отношении которых в результате годовой актуализации данных учётного дела были бы получены сведения о доходе, превышающем двукратную величину прожиточного минимума на душу населения в течение 12 месяцев, предшествующих проведению актуализации.
При этом, исходя из Методики определения размера ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина (приложение N 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65), размер такого дохода может оказаться выше используемого законодателем значения (двукратной величины прожиточного минимума) в результате получения гражданином таких разовых выплат как выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы; материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, то есть выплат не образующих системный доход гражданина.
Размер ежемесячного дохода на каждого члена семьи Калинина А.В. (самого Калинина А.В., супруга К., сына К. - " ... " за период с 2012 года по апрель 2013 года, не позволяет прийти к выводу о том, что сумма такого дохода за указанный период времени увеличивает имущественное состояние заявителя до уровня, указанного в пункте 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда по данному делу вынесено при неправильном применении норм материального права, что, в силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, является основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N 2-6612/2013 отменить.
Признать решение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... о снятии Калинина А.В. с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.
Обязать администрацию Калининского района Санкт-Петербурга восстановить Калинина А.В. на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с "дата" с прежним порядковым номером очерёдности.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.