и.о. председателя Санкт-Петербургского городского суда Кудряшова В.В., рассмотрев жалобу Морозова С.В. действующего в защиту
Индивидуального предпринимателя Филиппова А.С. ( " ... "), "дата" года рождения, уроженца "адрес", зарегистрированного и проживающего по адресу: "адрес"
на вступившее в законную силу постановление судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2013 года ИП Филиппов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере восьмисот тысяч рублей.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1, 30.10 КоАП РФ постановление не обжаловалось и не опротестовывалось, вступило в законную силу.
В жалобе защитник ИП Филиппова А.С. Морозов С.В. просит постановление районного суда отменить, производство по делу прекратить, поскольку проверка ИП была проведена с нарушением требований действующего законодательства, постановление вынесено районным судом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности.
Проверив материалы дела, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно ст. 29.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.
Частью 1 ст. 32 Закона N 115-ФЗ установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом РФ или Правительством РФ.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи (ч. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Поскольку до настоящего времени Президентом РФ или Правительством РФ не установлен порядок осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, при осуществлении такой деятельности применяются положения Закона N 294-ФЗ, а также положения, установленные Приказом МВД России N 338, ФМС России N 97 от 30.04.2009 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" (далее - Административный Регламент).
Административный Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении проверок в отношении юридических лиц, проводимых территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями, вне зависимости от форм собственности (включая иностранные компании, их филиалы и представительства) и индивидуальных предпринимателей, привлекающих (допускающих в какой-либо форме) к выполнению работ или оказанию услуг либо иным образом использующих труд иностранных граждан, в целях контроля соответствия правоотношений, возникающих между иностранными гражданами и указанными организациями либо индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере миграции (пункт 1 Административного Регламента).
В соответствии с п. 20 Административного Регламента исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда включает в себя следующие административные процедуры: принятие решения о проведении проверки; издание соответствующего распоряжения; подготовка к проведению проверки; осуществление проверки; подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом должностного лица или законного представителя объекта проверки; принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.
Пунктами 28-32 Административного Регламента установлен порядок издания распоряжения о проведении проверки.
Согласно п. 64 Административного Регламента по результатам проверки составляется акт проверки.
Таким образом, при осуществлении проверки издание распоряжения о проведении проверки и составление акта по результатам проверки является обязательным.
Из материалов дела следует, что проверка ИП Филиппова А.С. сотрудниками УФМС в Московском районе Санкт-Петербурга осуществлялась без распоряжения о проведении проверки; по результатам проверки акт не составлялся.
При таких обстоятельствах, поскольку проверка ИП Филиппова А.С. была осуществлена с нарушением установленной действующим законодательством процедуры, ее результаты не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.
В связи с изложенным, имеющиеся в деле доказательства, на основании которых ИП Филиппов А.С. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, не являются достаточными для установления его виновности в совершении указанного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2013 года в отношении ИП Филиппова А.С. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное судебное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу Морозова С.В. действующего в защиту ИП Филиппова А.С. удовлетворить.
Постановление судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, в отношении ИП Филиппова А.С., отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
И.о председателя
Санкт-Петербургского
городского суда В.В. Кудряшова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.