Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Насретдиновой Д.М., Багаутдинова И.И.,
при секретаре Гордеевой Ю. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому района Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 18 ноября 2013 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанность:
включить в специальный трудовой стаж Закировой Ф.И. , дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы воспитателем татарского языка в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N14" с 1 декабря 1991 года по 31 августа 1999 года;
назначить Закировой Ф.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с 18 июля 2013 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан в пользу Закировой Ф.И. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступление представителя УПФ РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ - Филипповой Е.Г. в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закирова Ф.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование заявленных требований указала, что работает воспитателем МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления детей N14 N8". 15 июля 2013 года обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в образовательных учреждениях для детей. Решением ответчика от 24 июля 2013 года в назначении такой пенсии отказано. Ей не засчитан в педагогический стаж период работы воспитателем татарского языка Детского сада N14 с 01 декабря 1991 года по 31 августа 1999 года, хотя фактически истец работала воспитателем и специфика работы заключалась лишь в том, что воспитательный и образовательный процесс она вела на татарском языке. На основании изложенного, истица просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей и возложить на ответчика обязанность назначить указанную пенсию.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе УПФ РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ просит отменить решение суда, указав, что должность "воспитатель татарского языка" Списками не предусмотрена.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель УПФ РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала и просила обжалуемое решение отменить.
Закирова Ф.И. в суд апелляционной инстанции не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 в графе "наименование учреждений" имеется детский сад, в графе "наименование должностей" имеется должность воспитателя.
Кроме того, в оспариваемый период работы истицы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (подпункт 4 пункта 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения").
В Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 также имеются учреждение детский сад и должность воспитателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Кроме того, во исполнение постановлений Кабинета Министров РТ от 02 сентября 1994 года N 433 "Об утверждении штатной численности работников и фонда оплаты труда в учреждениях социально-культурной сферы" и от 04 апреля 1995 года N 185 "О порядке утверждения штатных нормативов и фондов оплаты труда в учреждениях социально-культурной сферы" Министерством народного образования РТ по согласованию с Государственным комитетом РТ по труду и социальным вопросам и Министерством финансов РТ утверждены штатные нормативы руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений.
Согласно п. 8 указанных штатных нормативов для изучения родного (татарского, русского и т.д.) языка в штате дошкольного учреждения устанавливается должность воспитателя на 6 групп, изучающих язык.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2013 года Закирова Ф.И. обратилась в УПФ РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФ РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ N ... от 24 июля 2013 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. При этом ответчик, в том числе, не включил в специальный стаж период работы с 01 декабря 1991 года по 31 августа 1999 года воспитателем татарского языка в Детском саду N14.
Из трудовой книжки Зикировой Ф.И. усматривается, что 22 декабря 1986 года истица назначена воспитателем в детский сад N14, в 1994 году ей присвоена вторая квалификационная категория "старший воспитатель татарского языка", с 01 декабря 1991 года переведена воспитателем татарского языка в этом же детском саду, 01 сентября 2001 года должность воспитателя татарского языка переименована в должность воспитателя, 10 января 2004 года истцу присвоена первая квалификационная категория по должности воспитатель.
Удовлетворяя требования и включая в специальный трудовой стаж периода работы истицы в должности воспитателя татарского языка, суд первой инстанции исходил из того, что должность воспитателя предусмотрена Списком. Указание на конкретный предмет преподавания и язык, на котором осуществляется воспитательный и образовательный процесс, не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истицы, поскольку такое указание не устраняет педагогического характера работы с детьми.
Данный вывод соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела. Истица в оспариваемый период выполняла воспитательно-образовательные функции на татарском языке, поскольку деятельность истицы совпадала по характеру и функциям с деятельностью воспитателя детского сада, а эта должность и учреждение входят в перечень профессий и учреждений, дающих право на досрочную трудовую пенсию. Дописка в наименовании должности истицы "татарскому языку" вместо "воспитатель" не может являться основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Поэтому, указанный период подлежит включению в специальный стаж истицы. Более того, работа истицы в должности воспитателя в детском саду N14 до оспариваемого периода, ответчиком включена в специальный трудовой стаж.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что должность "воспитатель татарского языка" в Списках не предусмотрена, являются несостоятельными, они не основаны на материалах дела. В действительности, истица работала в детском саду воспитателем, выполняя воспитательно-образовательные функции на татарском языке. Должность воспитателя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право лицам на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку на день обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у нее имелся необходимый для этого педагогический стаж, учитывая неправомерно не включенный ответчиком период, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика назначить Закировой Ф.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 18 июля 2013 года.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 199, п.1 ст.328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 18 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.