Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Тютчева С.М. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.,
при участии прокурора Конькиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны К.Р.А. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 октября 2013 года, которым постановлено:
обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны предоставить инвалиду второй группы Г.Ф.М. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Конькину Н.М.., возражавшую относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Набережные Челны, действующий в интересах Г.Ф.М. , обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны (далее ИК МО г.Набережные Челны) об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, указав, что согласно выписке из протокола N 19 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 23 августа 1996 года Г.Ф.М. , состоящий на учете в ПНД г.Набережные Челны, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 1 человек. Г.Ф.М. проживает в квартире, расположенной по адресу: г.Набережные Челны, "адрес" , общей площадью 13,6 кв.метров. Г.Ф.М. является инвалидом 2 группы, согласно заключению врачебной комиссии N 40 страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное предоставление жилья. Исполнительный комитет г.Набережные Челны предоставить жилье не имеет возможности в связи с отсутствием свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. Прокурор просил обязать ИК МО г. Набережные Челны предоставить Г.Ф.М. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, вне очереди.
В судебном заседании прокурор Х.Д.Г. заявленные требования поддержала.
Г.Ф.М. исковые требования поддержал.
Представитель ИК МО г.Набережные Челны - Р.А.К. иск не признала.
Суд удовлетворил иск и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г.Набережные Челны просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. В жалобе отмечается, что Г.Ф.М. включен в сводный реестр граждан-получателей субсидии на получение жилья. Кроме того, из положений статьи 31 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Следовательно, Г.Ф.М. самостоятельно избрал форму реализации своего права путем получения субсидии. Поскольку у Г.Ф.М. имеется собственное приватизированное жилье, с помощью его продажи и получения денежных средств он имеет возможность воспользоваться правом приобретения жилого помещения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.2 ст.6 Федерального закона N189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса, перечне.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, согласно выписке из протокола N 19 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 23 августа 1996 года, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принят Г.Ф.М. , состоящий на учете в ПНД, составом семьи 1 человек. Г.Ф.М. проживает в комнате, расположенной в трехкомнатной квартире по адресу: г.Набережные Челны, "адрес" , общей площадью 13,6 кв.м., то есть менее учетной нормы, установленной органом муниципальной власти. Г.Ф.М. является инвалидом второй группы. Согласно заключению врачебной комиссии Набережночелнинского ПНД филиала ГАУЗ "РКПБ им. Бехтерева" МЗ РТ страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное получение жилой площади и получение дополнительной площади.
Из письменного ответа Исполкома г. Набережные Челны на обращение Г.Ф.М. следует, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалид и включен в сводный республиканский реестр граждан - получателей субсидий. По состоянию на 01 января 2012 года порядковый номер в списке очередности на получение жилья - 668.
Из письма за N113 от 03 октября 2013 года, адресованному начальнику правового Управления исполнительного комитета, усматривается, что в настоящее время осуществляется актуализация списка в части нуждаемости в улучшении условий жилищных условий и в части принадлежности к льготной категории.
В списке инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, которых необходимо оповестить о выделении субсидий, значится также и Г.Ф.М. Размер субсидии указан в сумме 559442 руб.16 коп.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан" право на получение жилищной субсидии из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, имеют с момента установления льготного статуса.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Г.Ф.М. является инвалидом 2 группы, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и в силу вышеизложенных положений жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Со времени постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до рассмотрения иска в судебном заседании жилищные условия Г.Ф.Н. не улучшились. Он продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Право истца на нахождение в очереди не оспорено. Жилье за счет средств бюджета в настоящее время им не приобретено. Из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий Г.Ф.М. не исключен.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Г.Ф.М. включен в сводный реестр граждан-получателей субсидии на получение жилья и отсутствуют свободные жилые помещения, на правильность решения суда не влияют и основанием для его отмены служить не могут.
Из ст.31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом самостоятельно выбрана форма реализации права в виде предоставления субсидии, судебная коллегия отклоняет как не состоятельный.
В деле имеется подписанное истцом 18 октября 2013 года уведомление, врученное ему ответчиком, которое является лишь подтверждением того, что Г.Ф.М. был уведомлен о его праве на получение субсидии и на представление документов, необходимых для получения субсидии.
Однако, как следует из ответа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 06.02.2014 года на запрос суда апелляционной инстанции, по состоянию на 06 февраля 2014 года каких-либо договоров на улучшение жилищных условий Г.Ф.М. в территориальный орган социальной защиты не представлял, в связи с чем субсидия на его счет не зачислялась.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что право истца на улучшение жилищных условий не реализовано, действий к реализации права путем получения субсидии истец не предпринимал.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.