Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Янсона А.С.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Ившина Ф.Ф. на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 08 октября 2013 года, которым постановлено:
в иске Ившину Ф.Ф. к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Казне Российской Федерации - Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан - Правительству РТ о признании права на выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в размере 50 000 рублей за частично утраченное имущество, взыскании единовременной материальной помощи 10 000 рублей и финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере 50 000 рублей отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления МЧС России по РТ и Кабинета Министров РТ - Халилова С.В., представителя Министерства финансов РФ - Полевую Л.М., возражавших относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ившин Ф.Ф. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ, Казне Российской Федерации - Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан - Правительству Республики Татарстан о взыскании 10 000 рублей единовременной материальной помощи и 50 000 рублей финансовой помощи за частично утраченное имущество.
Требования мотивированы тем, что в ночь со 2 на 3 июня 2011 года произошел пожар и взрывы снарядов на арсенале номер 102 Главного ракетно- артиллерийского управления Минобороны РФ, расположенном в районе п. Пугачево Удмуртии. В связи со случившимся был поврежден и признан аварийным дом, в котором находится принадлежащая ему на праве собственности квартира по адресу: РТ, "адрес" . На кухне и в ванной комнате у него просел потолок, полы, стены между комнатами, перекосило коробки дверей, встроенного шкафа в прихожей, в связи с чем двери не закрываются, выбило стекло в ванной комнате.
В связи с последствиями чрезвычайной ситуации в списки на получение единовременной материальной помощи должны включаться все постоянно проживающие и зарегистрированные в пострадавшем жилом помещении лица. На момент чрезвычайной ситуации в квартире был зарегистрирован только он.
Исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ не включил его в список, несмотря на то, что он обращался с заявлением на выплату денежных средств в связи с повреждением и утратой имущества. В список на получение Государственного жилищного сертификата для приобретения жилья он включен.
Ившин Ф.Ф. и его представитель Каримова М.Ю. в суде иск поддержали.
Представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ Панков A.Л. в суде иск не признал.
Представитель Управления Федерального казначейства по РТ, представляющий Министерство финансов РФ по доверенности, Полевая Л.M. в суд не явилась.
Представитель ответчика Кабинета Министров РТ - Халилов С.В. в суд не явился.
Представитель третьего лица Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Манжиков И.А. в суд не явился.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ, в суд не явился.
Судом постановил решение об отказе в иске в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе Ившин Ф.Ф. просит решение суда отменить и принять новое решение. В жалобе указывается, что право подачи заявления ему никто не разъяснял, должностные лица не предприняли необходимых мер для надлежащего оповещения населения о возможности обращения с заявлением на предоставление помощи.
Ившин Ф.Ф., представители Исполнительного комитета Агрызского муниципального района, Министерства обороны РФ в суд не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для их участия в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Статьей 18 Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. "г").
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24 Закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.Согласно пункту 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (пункт 4). Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 пункт 6 Правил). В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 пункт 7 Правил). В соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека). Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий N ... В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате ЧС территории. В соответствии с пунктом 9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года N 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайники, стаканы, чашки, столовые приборы, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), столы, стулья, табуреты, электро-газоплиты, водонагреватель или отопительные котлы АГВ. Указанный перечень является закрытым.Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что право на указанные выплаты согласно вышеприведенным нормативным актам имеют лишь граждане, обратившиеся в органы местного самоуправления в месячный срок со дня возникновения чрезвычайной ситуации и предоставившие документы, подтверждающие не только факт регистрации и проживания в поврежденном жилом помещении, но и документы, подтверждающие факт уничтожения или повреждения имущества первой необходимости, перечень которого указан в пункте 9.2.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий. С обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда судебная коллегия соглашается, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела следует, что дом, в котором находится, принадлежащая Ившину Ф.Ф. на праве собственности квартира, пострадал в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место 2-3 июня 2011 года. Он включен в список на получение Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, чье жилье признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации и в настоящее время ему выдан Государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения. Вместе с тем сам по себе факт повреждения жилого дома не означает, что истцу должны быть произведены выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой имущества. Судом установлено, что имущество, указанное в Перечне, у него не пострадало. Также Ившиным Ф.Ф. суду не представлено допустимых доказательств, подтверждающих факт его обращения в органы местного самоуправления, уполномоченные на формирование списков граждан для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой имущества.При таких обстоятельствах, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы Ившина Ф.Ф. о том, что право подачи заявления ему никто не разъяснял, должностные лица не предприняли необходимых мер для надлежащего оповещения населения о возможности обращения с заявлением на предоставление помощи, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку судом установлено, что Ившин Ф.Ф. готовил копии документов для подачи их в орган местного самоуправления, следовательно, ему было известно о возможности получения указанных выплат. Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит. Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от
08 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ившина Ф.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.