Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Р.А.Саитгараевой,
судей Г.А.Сахиповой, Р.Р.Насибуллина,
при секретаре судебного заседания Ю.А.Гордеевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.А.Саитгараевой апелляционную жалобу Н.Г.Маннаповой на решение Приволжского районного суда г.Казани от 22 ноября 2013 года, которым в удовлетворении иска Маннаповой Н.Г. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по данным профсоюзного билета отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы Н.Г. Маннаповой, поддержавшей жалобу, а также возражения против жалобы представителя ответчика- А.Р. Храмцовой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Г.Маннапова обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить выплату пенсии в связи с особыми условиями труда при неполном льготном стаже, произвести перерасчет пенсии на основании сведений, указанных в профсоюзном билете.
В обоснование заявленных требований истица указала, что является получателем трудовой пенсии по старости с 17 июля 2012 года. С 19 сентября 1974 года по 31 августа 1978 года она работала ткачихой в Республиканском производственном объединении "Трикотаж". Документы по начислению заработной платы за указанный период не сохранились и в архив не сдавались. 26 августа 2013 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, исходя из заработной платы за период с 19 сентября 1974 года по 31 августа 1978 года, на основании сведений за указанный период, имеющихся в профсоюзном билете. Ответчик в перерасчете пенсии отказал. Истица считает данный отказ необоснованным, поскольку в этот период оплачивала из своей заработной платы профсоюзные взносы в размере 1 % от заработной платы. Действующее законодательство допускает возможность определения размера заработной платы на основании косвенных документов. С учетом изложенного истица просила обязать ответчика включить в стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда период работы с 19 сентября 1974 года по 31 августа 1978 года в должности "ткач" в Республиканском производственном объединении "Трикотаж", обязать ответчика назначить выплату пенсии в связи с особыми условиями труда при неполном льготном стаже с 17 июля 2012 года и произвести перерасчет размера пенсии с 01 сентября 2013 года, исходя из факта получения в период с 19 сентября 1974 года по 31 августа 1978 года заработной платы, указанной в профсоюзном билете за этот период.
В судебном заседании представитель истицы уточнил исковые требования, просил признать незаконным решение УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани от 02 сентября 2013 года, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по данным профсоюзного билета, приняв к зачету период работы с 19 сентября 1974 года по 31 августа 1978 года в Республиканском производственном объединении "Трикотаж".
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Указано, что судом не приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года, согласно которым при установлении пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в частности, профсоюзные билеты, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Профсоюзный билет, по мнению истицы, является достаточным доказательством, подтверждающим размер полученной ею в 1974-1978 годах заработной платы исходя из суммы ежемесячных членских взносов, уплаченных в этот период.
В заседании суда апелляционной инстанции Н.Г. Маннапова поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 вышеназванного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 26 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного Фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 года "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Из материалов дела усматривается, что истица обратилась в УПФ Российской Федерации в Приволжском районе г.Казани с заявлением о перерасчете трудовой пенсии. При этом ею представлены трудовая книжка, копия профсоюзного билета, архивная справка о несохранении архива, решение суда о факте принадлежности профсоюзного билета.
Решением УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани от 02 сентября 2013 года в перерасчете истице пенсии в связи с уточнением пенсионного капитала по заработной плате на основании профсоюзного билета отказано.
Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия допустимых доказательств, позволяющих сделать вывод о размере заработка истицы в период с 19 сентября 1974 года по 31 августа 1978 года.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Как следует из копии трудовой книжки, в период с 19 сентября 1974 года по 31августа 1978 года истица работала в Республиканском производственном объединении "Трикотаж" в должности ткачихи.
Согласно сообщению Государственного архива от 17 апреля 2012 года документы по личному составу Республиканского производственного объединения "Трикотаж" на хранение в архив не поступали.
Документов, подтверждающих размер заработной платы истицы в указанный период, не имеется.
В соответствии с совместным письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Профсоюзный билет истицы без учетной карточки члена профсоюза не может являться доказательством, подтверждающим размер фактического заработка.
Кроме того, в члены профсоюза истица принята лишь в ноябре 1974 года, копия профсоюзного билета не содержит сведений о размере уплаченных истицей профсоюзных взносов в сентябре-октябре 1974 года, в феврале 1977 года, с апреля 1977 года по февраль 1978 года.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что данный профсоюзный билет является достаточным доказательством, подтверждающим размер полученной ею в 1974-1978 годах заработной платы, исходя из размера ежемесячных членских взносов, уплаченных в этот период, несостоятельны.
Основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, подтверждение (даже по косвенным признакам) индивидуального характера является обязательным.
В данном случае документов, позволяющих определить размер фактически полученной истицей в указанный период 1974-1978 гг. заработной платы, суду не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г.Казани от 22 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Г.Маннаповой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.