Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
судей Ибрагимова Р.С., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. дело по апелляционному представлению прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 5 декабря 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора Рыбно-Слободского района в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан, территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан в Рыбно-Слободском районе о возложении обязанности снять с регистрационного учета граждан Республики Таджикистан ФИО28 , "дата" года рождения, ФИО29 , "дата" года рождения, ФИО30 , "дата" года рождения, отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя прокурора - ФИО25 в поддержку апелляционного представления, возражения ФИО24 , представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан ФИО6 относительно апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Рыбно-Слободского района Республики Татарстан, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о возложении на Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан обязанности снять с регистрационного учета граждан Российской Федерации и граждан Республики Таджикистан.
В обоснование заявления прокурор указал, что регистрация семнадцати граждан Российской Федерации и четырех граждан Республики Таджикистан по месту жительства в "адрес" осуществлена с нарушением жилищного и миграционного законодательства, так как у них не возникло права пользования жилым помещением. Также ссылается на то, что площадь и состояние жилого дома не допускают проживания в нем такого количества лиц.
В связи с этим прокурор просит обязать Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан снять с регистрационного учета граждан Российской Федерации ФИО31 ФИО7 , ФИО8 , ФИО9 , ФИО10 , ФИО11 , ФИО12 , ФИО13 , ФИО14 , ФИО15 , ФИО16 , ФИО17 , ФИО18 , ФИО19 , ФИО18 , ФИО20 , ФИО21 , а также граждан Республики Таджикистан ФИО22 , ФИО32 ФИО33 ФИО34
В судебном заседании прокурор ФИО23 изменил заявленные требования, поддержав заявление лишь в части возложения обязанности снять с регистрационного учета граждан Республики Таджикистан ФИО35 ФИО36 ФИО37
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с заявлением не согласился.
Представитель территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан ФИО38 с заявлением не согласилась.
ФИО24 не возражал против снятия с регистрационного учета вышеуказанных граждан Республики Таджикистан.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе прокурор просит отменить решение суда, настаивая на своей позиции о необоснованности регистрации по месту жительства иностранных граждан, не являющихся членами семьи собственника жилого помещения и не приобретших права на жилое помещение. Также ссылается на невозможность проживания в жилом помещении в связи с его ветхим состоянием и количеством зарегистрированных в нем граждан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора - ФИО25 поддержала апелляционное представление, представитель Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан ФИО6 просил оставить решение суда без изменения, ФИО24 оставил разрешение вопроса на усмотрения суда.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства представителей в суд не направили. От Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан поступили ходатайства о рассмотрении апелляционного представления без участия представителей.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан ФИО26 просила оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
При этом в силу пунктов 3 и 5 статьи 2 Федерального закона под местом жительства иностранного гражданина в Российской Федерации понимается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а под регистрацией иностранного гражданина по месту жительства - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (часть 2 статьи 15 Федерального закона).
Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства установлены частью 1 статьи 19 Федерального закона. Указанная норма (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции) включала пять случаев, в которых осуществляется снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства:
1) регистрация иностранного гражданина по иному месту жительства;
2) прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации;
4) вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;
5) смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
В соответствии с частью 2 статьи 19 ФИО1 закона снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.
Как видно из материалов дела, граждане Республики Таджикистан ФИО39 , ФИО40 , ФИО41 проживают в Российской Федерации на основании разрешений на временное проживание сроком до "дата" ФИО42 и до "дата" ( ФИО43 , ФИО44
Указанные иностранные граждане зарегистрированы по месту жительства в "адрес" Республики Татарстан. Регистрация произведена территориальным пунктом Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан в Рыбно-Слободском районе на основании заявлений иностранных граждан от 3 июля 2012 года на срок действия разрешения на временное проживание.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд правомерно исходил из того, что Федеральным законом установлен исчерпывающий перечень оснований для снятия иностранных граждан с регистрационного учета. При этом судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии таких оснований.
С учетом положений части третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, оснований для возложения на миграционный орган обязанности снять с регистрации вышеназванных иностранных граждан у суда не имелось.
Довод апелляционного представления об отсутствии у иностранных граждан права пользования жилым помещением не может быть принят во внимание по следующим мотивам.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона наличие у иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, является основанием для его регистрации месту жительства, следовательно, указанное прокурором обстоятельство имеет значение для разрешения вопроса о законности регистрации. Между тем требований о признании недействительной регистрации иностранных граждан по месту жительства прокурором не заявлено.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона, основанием для снятия иностранных граждан с регистрационного учета по месту жительства является не отсутствие, а прекращение права пользования жилым помещениям, однако установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для прекращения такого права судом не установлено.
Доводы апелляционного представления о невозможности проживания в жилом помещении и фиктивности регистрации в нем иностранных граждан также не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку пункт 6 статьи 19 Федерального закона, связывающий снятие иностранных граждан с регистрационного учета по месту жительства с установлением факта фиктивной регистрации, введен в данную статью Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть после вынесения обжалуемого решения суда.
Таким образом, судом правильно применены нормы Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, выводы суда подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 5 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.