Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
судей Каминского Э.С., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Советского районного суда города Казани от 31 октября 2013 года, которым постановлено:
заявление удовлетворить.
Признать решения государственного регистратора Управления Росреестра по РТ об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, содержащиеся в сообщениях от 15.07.2013 ... , от 19.09.2013 ... , незаконным.
Обязать Управление Росреестра по РТ произвести регистрацию прав Стульниковых П.А. , Е.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , в соответствии с заявлениями Стульниковых П.А. , Е.А. о регистрации права от 28.06.2013 ... , от 05.03.2013 ...
Проверив материалы дела, заслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО8 в поддержку апелляционной жалобы, Стульникова П.А., Стульникову Е.А. и их ФИО1 ФИО9 , возражавших против ее удовлетворения, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стульников П.А., Стульникова Е.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управления Росреестра по Республике Татарстан), указав, что им принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" . На данном земельном участке возведен жилой дом. Стульникову П.А. и Стульниковой Е.А. принадлежит по 1/2 доли в праве собственности на жилой дом. Заявители обратились в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о регистрации прав на жилой дом, однако в государственной регистрации прав им отказано на том основании, что невозможно однозначно определить, что указанный объект является объектом индивидуального жилищного строительства; дом имею признаки многоквартирности.
С данным решением заявители не согласны, так как объем документов, представленных на государственную регистрацию прав, являлся достаточным для принятия положительного решения, следовательно, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оснований для отказа в государственной регистрации прав не имелось. Просят суд обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан произвести регистрацию прав заявителей на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , в соответствии с поданным заявлением.
В судебном заседании заявители, их представитель заявление поддержали.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан требования не признал.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда Управление Росреестра по Республике Татарстан не согласилось, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование жалобы не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что МКУ "Управление градостроительных разрешений ИКМО г.Казани" полномочиями по выдаче заключений о том, является ли объект строительства многоквартирным жилым домом не обладает. Также оспаривается оценка суда совокупности признаков, позволившие сделать вывод о том, что данный дом является индивидуальным жилищным строительством.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 13 данного Федерального закона правовая экспертиза документов и проверка законности сделки является одним из этапов государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно абзацам 4 и 10 части 1 статьи 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В частях 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
На основании части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов от 12 ноября 1990 года ... отцу заявителя Стульникова П.А. - Стульникову А.П. был выделен земельный участок, кадастровый номер ... , площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: "адрес"
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21 декабря 2010 года.
На данном земельном участке на основании вышеуказанного решения после согласования с Главным управлением архитектуры и градостроительства города Казани и получения от Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля разрешения на производство работ Стульниковым А.П. в 1991 году возведен объект строительства.
13 ноября 2012 года между Стульниковым А.П. и Стульниковой Е.А. заключен договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок. Кроме того, 13 ноября 2012 года между Стульниковым А.П. и Стульниковой Е.А. заключен договор купли-продажи 1/2 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, о чем Управлением Росреестра по Республике Татарстан произведены соответствующие записи о регистрации прав.
19 декабря 2012 года составлен технический паспорт на жилой дом, общей площадью 330,4 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" , дому присвоен условный номер ...
28 июня 2013 года и 5 марта 2013 года соответственно заявители обратились в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности на указанный жилой дом.
Решением Управления Росреестра по Республике Татарстан, содержащимся в сообщениях от 15 июля 2013 года ... и от 19 сентября 2013 года ... заявителям отказано в регистрации права общей долевой собственности на указанный жилой дом на том основании, что не возможно однозначно определить, что указанный объект является объектом индивидуального жилищного строительства.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требовании суд первой инстанции руководствовался тем, что Управление Росреестра по Республике Татарстан не обладает полномочиями по выдаче заключений о том, является ли объект строительства многоквартирным жилым домом, а так же тем, что правоустанавливающие и технические документы на земельный участок, отводившийся для индивидуального жилищного строительства, и жилой дом, согласно которым на земельном участке располагается именно индивидуальный жилой дом, никем не оспорены и имеют юридическую силу.
Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может.
Согласно положениям части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с пунктом 6 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд, исходя из положений частей 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что данный объект строительства является индивидуальным жилым домом в противоречие выводам специалистов МКУ "УГР ИКМО города Казани".
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку в нем не дана оценка иных имеющихся по делу доказательств, в том числе технического паспорта строения РГУП "Бюро технической инвентаризации" и кадастрового плана здания. Как видно из ответа МКУ "УГР ИКМО города Казани" визуальный осмотр здания позволяет предположить, что оно имеет две входные группы и не позволяет идентифицировать его как индивидуальный жилой дом.
Технический и кадастровый паспорт отражают план и конфигурацию строения, а также иные характеристики объекта, согласно которым спорный дом состоит из двух изолированных частей, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок.
При таких обстоятельствах, исследование имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не может признать полным и всесторонним, как того требует положение части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а выводы суда - обоснованными.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Республике Татарстан в регистрации права на вышеуказанные части жилого дома является законным, оснований для удовлетворения заявления Стульниковых П.А., Е.А. у суда первой инстанции не имелось. Решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 31 октября 2013 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления Стульниковых П.А. и Е.А. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации прав на жилой дом.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.